В то время как корпоративный долг в почти в 40 странах, где работает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), достиг рекорда, уровень дефолтов удивительным образом снизился, причем до невероятно низкого показателя.
Казалось бы, в экономике Европы есть множество проблем – она не восстановилась после пандемии, энергокризис все сильнее, инфляция растет пугающими темпами. Где же тогда массовые банкротства – вполне нормальное и в чем-то даже правильное для такого хода событий явление?
В ЕБРР ответ знают, правда, говорить об этом не хотят. Наверное, поэтому озвучили его только к концу ноября, когда отрицать очевидное стало уже глупо. Суть тезиса Европейского банка развития – правительства Еврозоны должны пересмотреть меры поддержки компаний, связанных с COVID-19, поскольку поддержка "фирм-зомби" может оказать негативное влияние на здоровый бизнес региона.
Что это за "зомби", почему их поддерживают и почему нельзя резко прекратить это делать? Если сильно упростить, то еврочиновники слишком бояться экономического спада и, как следствие, падения уровня жизни в регионе (тупой пропагандой социум уже не задобрить, начнут массово неправильные вопросы задавать).
Именно поэтому правительства стараются забрасывать компании дешевыми кредитами, а иногда и просто дармовыми средствами, лишь бы те не обанкротились. И они продолжают работать. Себе в убыток или вообще вопреки здравому смыслу капитализма – не потому что зарабатывают, а потому что кто-то со стороны подкидывает деньги.
Проблема в том, что вечно так делать нельзя, чем больше тянуть, тем больнее будут последствия. Есть ли выход из такой ситуации и как это отразится на простом жителе ЕС?
Спасти крупный бизнес, но какой ценой?
Как сообщают в Reuters, ЕБРР наконец озвучили очевидное и предупредили правительства, что поддержка "фирм-зомби" негативно скажется на здоровый бизнес.
Конечно, для многих это кажется отличным выходом из положения. Поддержка полумертвых компаний позволяет правительству стран "делать хорошую мину при плохой игре", создавая впечатление, что в экономике не все так плохо. Вот только в ЕБРР предупредили, что подобная поддержка больше не является устойчивой в условиях высоких процентных ставок.
Компаниям с отрицательными денежными потоками предоставлялись субсидии за счет временных отсрочек платежей, сокращения непогашенных сумм, экстренных вливаний ликвидности центральными банками. Во многих странах ЕС вообще приостановили обязательства подавать заявление о несостоятельности.
Выходит, на бумаге картинка красивая, но если перестать подпитывать такие компании, они тут же обанкротятся. Сразу. Причем, как сообщают в ЕБРР, наиболее актуальна такая проблема в государствах, где доминируют государственные компании и банки. В двенадцати странах, данные которых были задействованы для исследования, около 13% государственных предприятий можно отнести к "фирмам-зомби", в то время как количество частных фирм с отрицательными денежными потоками – всего 9%.
Как исправить ситуацию и не вызвать шок из-за массовых банкротств? Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев считает, что ЕЦБ, повышая ставку из-за роста инфляции до рекордного уровня, так или иначе способствует тому, что число "компаний-зомби" будет сокращаться.
Такие организации долгие годы пользовались мягкой монетарной политикой и дешевыми заимствованиями, могли себе позволить генерировать недостаточно прибыли для выплаты долгов и налогов. Но сейчас ситуация меняется. Постепенно такие предприятия будут банкротиться, но еще несколько лет, чтобы удержаться на плаву у них есть – они просто не будут платить по своим долгам, пока это не превратится в очередной пузырь и не приведет к краху.
"Так что волны массовых дефолтов в ближайшей перспективе ждать не стоит. А из инструментов у ЕЦБ и банковской системы в Европе есть только один – повышение ставок по кредитам, в результате чего будет снижаться активность заемщиков в бизнес-секторе. При этом все равно потребуется печатание денег – необходимо поддерживать европейскую экономику, которая скатывается в рецессию, стимулировать потребительский спрос на фоне высокой инфляции. Вливание ликвидности снова приведет к росту цен и, возможно, гиперинфляции – т.е. росту до уровня 50% в год", – сказал Деев Baltnews.
"На самом деле, ситуация в Европе (как и в США, и в Китае, где также есть большая доля "компаний-зомби", падает спрос, стагнирует экономика и растет инфляция) крайне непростая. Простых рецептов для решения вопроса по "компаниям-зомби" не существует. Так как один инструмент – повышение ставки или печатание денег – приведет к негативу в других вопросах. Но то, что на рынке будет все меньше становиться организаций, которые мало связаны с реальным производством, очевидно. Кризис оставит на плаву только сильные компании, чья продукция и услуги нужны даже во время рецессии", – добавил он.
Либо "компания-зомби", либо вообще ничего
Еще бы правительства ЕС не заливали компании деньгами и дешевыми кредитами, делая из них "компании-зомби". Рынок сам по себе, как оказалось, ситуацию не исправляет. Напротив, акции крупнейших корпораций еврозоны все время падают. Это значит, что инвесторы не торопятся вкладывать в компании свои средства, тем самым лишая их необходимого для нормальной работы и развития оборотных денег и вообще стимулов работать в нормальном режиме.
Достаточно посмотреть на график индекса EURO STOXX 50 (в нем отражена стоимость активов крупнейших 50 компаний Евросоюза), чтобы понять простую истину – если не вмешаться, то крупный бизнес ЕС будет дешеветь на глазах, что в итоге спровоцирует усиление оттока капитала. А это закрытие заводов, потеря рабочих мест, снижение покупательской способности населения, следовательно, падение уровня жизни (и меньшее отчисление налогов в бюджет страны).
Да, с середины октября акции компаний из EURO STOXX 50 вновь стали расти в цене, но они все равно далеки даже от показателей начала 2022 года. А ведь падение индекса, если посмотреть еще дальше на хронологию, началось еще в 2021 году.
Хороший пример – немецкий энергоконцерн Uniper. Компания из разряда to big to fall (слишком большой, чтобы упасть). Если она завтра прекратит работу, то колоссальное число потребителей энергии в ФРГ окажутся, буквально, в Средневековье. Именно поэтому Берлин не стесняется "заливать" компанию дешевыми кредитами, в определенный момент даже было принято решение о национализации.
Расходы на поддержание компании постоянно растут. Как сообщают в Reuters, цена спасения Uniper может вырасти в 2 раза – до €51 млрд. В конце ноября представители предприятия сообщили, что ФРГ необходимо дополнительно вложить €25 млрд, чтобы покрыть убытки импортера газа.
Естественно, оплачиваться это будет из налоговых поступлений. Вот только прекратить поддержку "компаний-зомби" в данном случае тоже нельзя – без ее работы потребители, в том числе и коммунальные службы, столкнутся с еще более высокими расходами. По сути, правительство Германии находится в тупике. Именно в такой же патовой ситуации оказались и правительства других европейских стран, которые продолжали и продолжают вливать деньги в нежизнеспособные фирмы.
"Чистота и здоровье сектора, в котором находятся "компании-зомби", вызывает много вопросов. В основном это связано с рентабельностью, а она находиться на низких значениях или вовсе показывает отрицательные значения. Поэтому эффективность поддержки со стороны государств тоже вызывает вопросы. Выручка и темпы прироста капитала государственных предприятий наиболее показательна. Так мы можем наблюдать лояльность к государственному сектору – характер распределения финансовой помощи там значительно выше. Причем данная тенденция продолжится и далее на фоне рецессии, о глубине которой мы узнаем в первом квартале 2023 года", – рассказал Baltnews управляющий активами Cresco Finance Степан Сумин.
Сумин отметил, что частный сектор продолжит находиться под давлением, но может получить стимул в виде субсидирования или частичном переходе под крыло государственного управления, но только в рамках доверительного управления. Назрел вопрос с чисткой секторов, так как распределение денежной массы в виде помощи оказалось не только неэффективным, но и посадило компании на иглу печатного станка.
Банк Англии, например, легко согласился на стимулирование экономики через печатный станок, понимая, что на коротком отрезке времени нужно утихомирить возмущающееся общество. Для того чтобы соскочить с приятной денежной иглы, нужно быть самодостаточными и иметь возможность обслуживать долговую нагрузку (на данный момент повышение ставки не закончено и как минимум два поднятия еще будет).
"Частному сектору важно дать послабления в части обслуживания долга на льготных условиях – иначе печатный станок разгонит инфляцию до рекордных исторических уровней. Чистка и оздоровление среди предприятий должна привести к снижению неликвидных активов. Экономическая активность итак будет притупляться на фоне высокой ставки ЕЦБ. Массового дефолта можно избежать за счет слияний и поглощений. Стоит отметить, что "фирмы-зомби" достаточно сложно закрыть или подвергнуть банкротству, так как они могут быть производителями госзаказов или быть представителями градообразующих предприятий", – заметил Сумин.
"Нужно менять систему налогообложения в странах ЕС, ведь именно высокие налоги и тарифная сетка бьют по частному сектору в период рецессии, и процент невозврата кредитов будет все больше расти. Нужны кардинальные меры по изменению закона о банкротстве, иначе страдать будут местные налогоплательщики. Финансовый допинг будет существовать до тех пор, пока он будет выгоден какой-то из сторон, и точка в данном вопросе может и вовсе в ближайшее время не подставится", – резюмировал управляющий активами Cresco Finance.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.