Евросоюз готов пересмотреть правила, строго ограничивающие государственные субсидии частному бизнесу, в Брюсселе нервничают, а Париж и Берлин, забыв о разногласиях, договариваются о совместных решительных действиях.
Ничто так не сплачивает и не мобилизует европейцев, как общая угроза и общие враги. Но на этот раз дело не в "агрессивной России" – странам Евросоюза приходится признать наличие более реальной угрозы будущему альянса в лице Соединенных Штатов и их закона о снижении инфляции.
Принятый Вашингтоном закон "О снижении инфляции" вступает в силу в январе будущего года, но уже сейчас обещанные им субсидии и льготы американским производителям привели рынки в движение, инвестиционные фонды, вкладывающие средства в зеленые технологии, пересматривают свои планы, перенацеливая капиталы на Соединенные Штаты. И, соответственно, сокращая инвестиции в странах Евросоюза. А европейская автомобилестроительная промышленность, готовящаяся в ближайшие годы полностью переключиться на выпуск электромобилей, уже прикидывает свои шансы на выживание, если рынки США окажутся для нее недоступны.
Новый закон, как ранее рассказывал Baltnews, гарантирует субсидии тем, кто приобретает машины с электроприводом, но только в том случае, если эти машины сошли с конвейеров американских заводов.
Российский рынок европейские производители покинули, китайский практически закрыт, так как полон самых разнообразных электромобилей собственного производства. Остальной мир в большинстве своем недостаточно богат, чтобы массово приобретать дорогие электрические "игрушки" (а других европейцы пока делать не умеют). Неспособность конкурировать по цене с субсидированной продукцией американских производителей означает для европейских автомобилестроителей если не крах, то сокращение производства и прозябание даже не на вторых, а на третьих ролях. Выдвинутый администрацией президента Джо Байдена лозунг "Покупай американское" убивает европейскую экономику, перестраивающуюся на новый, зеленый лад.
Так что процитированное многими европейскими средствами массовой информации изречение комиссара Евросоюза по делам промышленности Тьерри Бретона относительно того, что новый пакет субсидий Байдена представляет собой "экзистенциальный вызов" существованию европейской экономики, вряд ли можно считать драматическим преувеличением.
В Брюсселе уверены, что инвестиции, а следом за ними и бизнес, сформированный зеленой политикой Евросоюза, неизбежно побегут в США, где закон "О борьбе с инфляцией" и финансовые вливания в виде субсидий и налоговых льгот на сумму 369 миллиардов долларов создают для них более благоприятные и более доходные условия капиталовложений и деятельности.
Новые заводы, выпускающие аккумуляторы и электромобили, ветряные турбины и микрочипы, то есть вообще все, что так или иначе связано с зеленой экономикой, "переедет" в США. Экономика альянса может "застыть" на полпути к поставленным Брюсселем зеленым целям, к достижению углеродной нейтральности к 2050 году, что будет означать не только неподъемные убытки, но и утерю международного авторитета.
Париж формирует единый фронт против Вашингтона
Попытки уговорить Вашингтон все же учесть интересы его верного союзника и трансатлантического партнера и вполне обоснованные обвинения в протекционизме, всячески порицаемом Всемирной торговой организацией, не сработали. Евросоюз преисполнился сомнений, интеллектуальных метаний и решительных планов.
Германия и Франция, отодвинув на второй план кое-какие разногласия, объединили усилия и требуют от Брюсселя более жесткой промышленной политики, отказа от некоторых запретов на государственные субсидии для частного бизнеса.
Евросоюз должен последовать примеру США, тоже должен начать напрямую и в значительно больших, чем прежде, масштабах финансово поощрять производителей, а также потребителей их зеленой продукции, включая электромобили. В противном случае, как говорят в Париже и Берлине, не удастся избежать нового витка торговой войны, причем войны уже не "тихой", а официально объявленной.
Лидеры двух ведущих экономик Евросоюза выступили с совместной декларацией "Об укреплении сотрудничества в области промышленной политики", в котором пообещали "изучить возможности промышленной политики" для защиты европейских отраслей от дискриминационных торговых мер со стороны Вашингтона, а заодно и Пекина.
Декларация, принятая после многочисленных встреч на высоком уровне в Париже, после встречи президента Эммануэля Макрона с министром иностранных дел Германии Анналеной Бербок и министром экономики Робертом Хабеком, свидетельствует, как заявлено, о твердом намерении Евросоюза защитить собственных производителей от угрозы недобросовестной конкуренции со стороны США.
Что касается французов, то они и в самом деле полны решимости "дать бой" американцам, но вот позиция немцев до конца неясна, хотя похоже, что они склоняются к тому, чтобы полностью поддержать Париж в этом "щекотливом" деле с субсидиями и противостоянием Вашингтону.
Министр Роберт Хабек и его французский коллега Бруно Ле Мэр выступили с совместным заявлением, призвав к формированию такой "промышленной политики Евросоюза, которая позволит нашим компаниям процветать в глобальной конкуренции, особенно за счет технологического лидерства". "Мы хотим тесно координировать формирование общеевропейского подхода к таким проблемам, как закон США "О снижении инфляции", – говорилось также в совместном заявлении.
Страсти подогревает еще и растущее недовольство европейских столиц тем, что США, где цены на энергоносители относительно низки, экспортирует их в Евросоюз по многократно более высокой стоимости, что не позволяет впавшей в зависимость экономике альянса остановить падение в рецессию.
Судя по сообщениям из Брюсселя, там готовят решения о масштабных субсидиях, которые могут помочь предотвратить "уничтожение" европейской промышленности американскими конкурентами. Детали пока неизвестны, так что нельзя определенно сказать, станут ли, скажем, европейские электромобили более доступными по цене.
Сообщается лишь, что планируется формирование нового фонда Евросоюза, "Европейского фонда суверенитета", о котором еще в сентябре упоминала президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.