В европейских СМИ сейчас модно, говоря об энергокризисе, рассуждать о возможном дефиците газа и нефти в Старом свете. Безусловно, после ввода потолка цен на морские поставки нефти из РФ и эмбарго, а также после взрывов "Северных потоков", вопрос актуален.
Однако у энергокризиса в Европе, который влияет на простых жителей, есть еще одна причина, о которой долго не говорили, но сейчас уже умалчивать об этом нет смысла. Имя такой проблемы – сложности в атомной энергетике Франции. Впрочем, это уже не просто сложности. Это угроза блэкаутов. Более того, эти проблемы Парижа в ближайшее время "зацепят" и соседние страны, которые привыкли закупать у Франции (занимает второе место в мире по числу атомных реакторов) электричество.
Казалось бы, никто ракетами по энергосистеме "Пятой республики" не бил, так почему же там все так плохо?
Как Париж "мирный атом" потерял
Франция долгие годы получала около 70% своей энергии за счет работы АЭС. По данным МАГАТЭ, это самый высокий показатель в мире. Страна занимает II место в мире по количеству атомных реакторов – 56 единиц. Казалось бы, чего бояться Парижу этого энергокризиса с нехваткой газа, когда есть такие мощности? Оказалось, что бояться надо, причем даже не дефицита "голубого топлива".
Как пишет The Wall Street Journal, ссылаясь на официальных лиц в правительстве Франции, за три дня до наступления особенно холодной погоды, власти выпустят предупреждение, призывая промышленных и бытовых потребителей сократить потребление энергии – из-за угрозы блэкаутов.
Почему? Все больше АЭС во Франции требуют ремонта. Каждому третьему реактору в стране 40 или более лет. Каждый из таких объектов остро нуждается в дорогостоящей модернизации. Очень дорогостоящей. Своего рода косметический ремонт, в рамках повышение уровня безопасности после трагедии на японской Фукусиме, стоил Парижу около 2 млрд долл.
В последний десяток лет правительство увлеклось "зеленой" генерацией, а про инвестирование в "мирный атом", чтобы хотя бы поддерживать его на должном уровне работы, расточаться не удосуживалось. Бывший президент Франсуа Олланд во время своего срока предложил некое подобие "энергетического перехода", в рамках которого лежала стратегия отказа не только от газа, нефти и других углеводородов, но и сокращение числа АЭС во Франции на треть. И действительно, зачем тратить деньги на решение проблемы, когда можно вообще закрыть объекты?
Итог – ставшие в последние несколько лет уже регулярными отключения реакторов. Яркий пример — декабрь 2021 года, когда во время профилактических проверок первичного контура реакторов №1 и №2 в АЭС Sivo специалисты EDF выявили коррозию на сварных швах трубопровода, по которому подается вода для охлаждения. Оба энергоблока остановили работу. Еще два реактора АЭС Chooz, имеющие аналогичную технологию, тоже временно выбыли из строя из-за тех же проблем. Почти в один миг Франция тогда временно лишилась почти 10% от всей мощности атомной энергетики. Проблемы продолжились и в 2022-м.
В итоге в этом году, судя по прогнозам аналитиков из S&P Global, в энергобалансе Франции доля генерации АЭС в стране составит уже не привычные 70%, а 58%. Новые заверения политиков (включая министра экологического перехода Барбару Помпили и президента Эммануэля Макрона) о том, что к 2037–2050 гг. будут созданы и запущены около восьми реакторов EPR2 нового поколения – это, конечно, хорошо. Но мало. Причем даже если таких объектов будет построено больше, чем предполагалось изначально, о чем в начале 2022 года говорил Макрон.
В S&P Global Commodity Insights ожидают, что появление в "Пятой республике" 14 новых реакторов поможет гарантировано сохранить лишь 50% долю атомной энергетики в общем энергобалансе генерации страны к 2050 году. Говоря проще, учитывая устаревание действующие атомных станции, строить Парижу надо было много, быстро и еще вчера.
Как отметил в комментарии для Baltnews глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин, строительство новых АЭС с нуля – вопрос десятилетия. Проектировка, подготовка технической документации, решение вопросов безопасности, поиск специального места, согласование с местными властями, сама постройка, тестирование объекта – на все это нужно очень много времени.
"За ближайшие пару лет Париж, какая бы там политическая воля не была, не сможет серьезно нарастить мощности по выработке атомной энергии. Слишком долго отрасль пребывала в запущенном состоянии. Политики страны то планомерно хотели сокращать эти мощности и инвестиции в данный сектор, то ударились в "зеленую" повестку, то теперь пытаются отыграть все назад в период энергокризиса. Атомная энергетика развиваться в таких условиях физически не способна. Она работает только в условиях, когда стратегия расписана на десятилетия, и никак иначе", – рассказал эксперт.
Он так же напомнил, что уже этим летом половина реакторов на АЭС не работали в штатном режиме. Причем проблема была не только в сильной жаре и низком уровне рек, которые используются для охлаждения некоторых составляющих объекта и нормальной его работы. Большая часть реакторов не работала еще до начала жары. Доходило до того, что Париж закупал электричество у Берлина, которому ранее сам же постоянно продавал этот товар.
Что ж, это было вполне ожидаемо, учитывая, что у 56 АЭС средний возраст – 37 лет, а инвестиции в объекты, которые могли бы частично решить проблему неполадок в будущем, были замедлены из-за принятого еще в далеком в 2014 году решения сократить зависимость Франции от атомной энергии до половины ее общих потребностей.
Соседям-покупателям это не понравится
Даже те реакторы, что сейчас работают, вызывают у специалистов французской государственной энергетической компании EDF большие вопросы. Подозрения на коррозию в некоторых АЭС привели к тому, что EDF с конца 2021-го отключила около 12 реакторов. Этим летом компания ускорила плановое техническое обслуживание ряда других реакторов, чтобы убедиться, что они будут доступны этой зимой, учитывая неопределенность в отношении того, когда будет завершен антикоррозионный ремонт.
Но как пишет The Wall Street Journal, компании по состоянию на сегодняшний день потребовалось больше времени, чем ожидалось, чтобы вернуть реакторы в рабочее состояние из-за трудностей с ремонтом и забастовок сотрудников EDF (проходили этой осенью несколько недель).
Проблема в том, что все эти "неожиданные" сложности во Франции эхом уже отзываются на энергетике соседних европейских стран. Старший эксперт Фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев привел в беседе Baltnews интересные цифры и факты:
- Импорт электричества Франции вырос. Если в феврале 2021 года он составлял 2,3 млрд кВт*ч, то в феврале 2022-го – 2,32 млрд кВт*ч, а в августе – уже 5,12 млрд кВт*ч.
- При этом продажи Парижем электричества в другие страны сократились.
- Нетто-экспорт энергии из Франции в феврале 2021-го – 3,31 млрд кВт*ч, в феврале 2022-го – 1,83 млрд кВт*ч. В августе показатель вообще стал отрицательным (-3,23 млрд кВт*ч).
"Традиционные покупатели электричества у Франции – Германия, Великобритания и Швейцария. Ситуативно закупают ее и Испания с Италией. По сути практически все соседи Франции в разной степени серьезно зависят от поставок из "Пятой республики". Во многих случаях возможность импорта важна для обеспечения стабильности своей системы. Особенно сильно это проявляется в случае со Швейцарией, которая традиционно привыкла импортировать энергию у Франции ночью. Это электричество использовалось для закачки воды в швейцарские ГАЭС, чтобы потом эти гидроаккумулирующие электростанции регулировали пиковое потребление энергии в стране днем", – объяснил Сергей Кондратьев.
Теперь Швейцарии, как и другим соседям Франции, придется свыкаться с мыслью, что поставок не будет (или будет, но сильно меньше). Кстати, в Берне уже в связи с этим политики обсуждают введение закона, запрещающего использовать электромобили ("зеленым" в страшном сне не приснилось бы такое), поскольку надо экономить электричество.
"Политики во Франции, начиная с президента Николя Саркози, придерживались стратегии сокращения доли атомной генерации в общем энергобалансе страны. Считалось, что занижение показателя до 50% – это даже хорошо. Вроде как все должны были компенсировать объекты возобновляемой энергетики (ВИЭ) и газовые электростанции. Сегодня мы видим, что газа не хватает, а ВИЭ, кроме того, что они крайне дороги, не справляются с задачей", – объяснил Кондратьев.
Сегодня проблема Парижа заключается не в том, что он не успеет за несколько лет создать и запустить абсолютно новые АЭС. Главная сложность именно в устаревших реакторах, которые сейчас работают:
"Да, модернизировать быстрее, чем построить с нуля. Но объем работ слишком массовый. Чинить нужно сразу все, а это колоссальные расходы. Еще пару лет назад, когда у большей части реакторов начал истекать "срок годности", Париж, казалось, нашел отличное решение – продлить максимально допустимый срок работы, разумеется, при условии более бережной эксплуатации объекта", – напомнил эксперт.
"Сегодня мы видим, что такая практика работает со скрипом. Да, АЭС еще работают, но их регулярно приходится останавливать из-за разных причин. В итоге на объектах низкий коэффициент выработки электричества. Отсюда и угроза блэкаутов, отсюда и сегодняшние предупреждения политиков", – добавил он.
Старший эксперт Фонда "Институт энергетики и финансов" подчеркнул, что чем больше Франция перестает быть экспортером электричества, тем больше будет его дефицит в ЕС. Даже если Париж будет не продавать, но и не покупать энергию, т.е. станет нейтральным игроком на рынке Евросоюза, то в регионе просто исчезнет около 35-45 ТВт*ч. Такой объем не заменить, даже если соседи Франции расконсервируют вообще все свои угольные станции и объекты, работающие на мазуте.
Увы, но все к этому идет. Если Германия последовательно отключала себя же от дешевого российского газа, то Франция делала то же самое, но с собственной атомной энергетикой, которая в силу особенностей отрасли, такого отношения к себе не терпит. Десять лет не кормили инвестициями и не заботились о модернизации? Значит, десять лет (а может и больше) будете исправлять эту проблему.
Да, будут страдать потребители в "Пятой республике". Будут страдать и потребители из соседних стран, что вызовет еще больший дисбаланс спроса-предложения на рынке ЕС. Более того, по этой причине электричество в Старом свете может начать еще больший рост в цене "по принципу домино" – от Прибалтики до Пиренеев. Но, к сожалению, для потребителей, быстрого решения проблемы теперь уже попросту нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.