Европейский цугцванг: Запад готовил газовый капкан для России, но попал в него сам

Тема: Европа без российского газа

Некоторые государства ЕС возмущены высоким потолком цен на газ, который не поможет преодолеть энергокризис, и не спасет ни компании, ни потребителей. Вот только Еврокомиссия, предложив этот механизм, не собиралась создавать реально действующую схему.

Энергетический кризис вынуждает власти ЕС и наднациональные структуры действовать и принимать решения, которые могли бы снизить негативные экономические последствия для стран блока. Однако часто механизмы, которые разрабатывает Еврокомиссия, приводят в недоумение даже самых преданных сторонников Брюсселя. Одним из них стал так называемый потолок цен на газ.

Этот механизм еще не вступил в силу, а вокруг него уже разгораются споры. Двенадцать стран-членов ЕС призвали к более радикальному сокращению предельной цены на газ, которая действительно смогла бы нивелировать последствия энергетического кризиса. И их можно понять – план, придуманный ЕК, действительно никак не поможет государствам Евросоюза в данный момент, да и вообще выглядит почти бесполезным. Еврокомиссия предложила установить потолок на уровне 275 евро за 1 МВт*ч (около $3000 за тысячу кубометров при текущем курсе $1,06 за €1), а сегодня цена намного ниже этой отметки.

Какой смысл вообще в этом механизме корректировки цен, не пытается ли Брюссель с его помощью только показать хоть какие-то шаги по преодолению кризиса, пусть и изначально обреченные на провал?

Контроль без контроля

В конце ноября министры энергетики стран ЕС обсудили предельные цены на "голубое топливо" после того, как Еврокомиссия предложила установить потолок цен на газ для ЕС на уровне 275 евро за 1 МВт*ч.

Как сообщает Bloomberg, со ссылкой на еврокомиссара по энергетике Кадри Симсон, этот потолок должен быть введен для фьючерсов с исполнением в следующем месяце, которые торгуются на нидерландской бирже TTF, и служат ориентиром для остальной Европы. Однако в ЕС такой механизм вызвал множество споров и противоречий. Группа из двенадцати государств-членов призвала значительно снизить потолок, чтобы ослабить влияние беспрецедентного энергетического кризиса на рядовых европейских потребителей и компании.

Раздражение почти половины стран блока вполне объяснимо. Механизм, предложенный ЕК, по сути ничего не регулирует и не ограничивает. По крайней мере, на данный момент. В декабре фьючерсы на природный газ в Нидерландах торговались на уровне около 140 евро за 1 МВт*ч. За весь текущий год цена на "голубое топливо" только однажды поднималась выше потолка, установленного Еврокомиссией (275 евро за 1 МВт*ч), причем всего на несколько дней.

График "Фьючерсы на природный газ на нидерландской бирже TTF"

Очевидно, предельная стоимость газа на таком высоком уровне не сможет облегчить последствия энергокризиса и никак не поможет европейским компаниям и потребителям. Как отметил главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов в беседе с Baltnews, механизм, который предложила Еврокомиссия, рассчитан на купирование экстремальных цен.

Предложенной стоимостью, а также сроками вступления этого решения в силу, ЕК обрисовала верхнюю планку для Евросоюза. Предполагается, что до такого уровня цен не дойдет, или же дойдет, но только в исключительных случаях.

"Причина, по которой этот механизм вообще решили ввести, очень проста – европейский рынок изменился. Раньше его основу составляли трубопроводные поставки, в первую очередь, из России. Когда Европа проходила отопительные сезон, и спрос на газ был выше средних значений, страны ЕС спасались тем, что есть долгосрочные контракты с РФ. По ним было возможно брать даже больше газа, чем прописано в документах, причем по адекватной стоимости. Рисков экстремальных цен даже в период пикового спроса не было. Сейчас рынок совсем другой", – заметил Громов.

"В ноябре 2022 года поставки газа из России в Европу снизились примерно в пять раз по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Сейчас основой рынка ЕС стал сжиженный природный газ. При этом он очень волатильный. Поставки СПГ определяются ценовой конъюнктурой, из-за чего Европе приходится конкурировать с Азией", – добавил он.

Алексей Громов считает, что если не вводить потолок цен, то есть риск, что в осенне-зимний период, когда спрос достигает пиковых отметок, цена на газ будет расти до предельных показателей, ведь нужно удержать СПГ любой ценой. В ином случае он будет уходить в Азию, где участники рынка намерены конкурировать за сжиженный газ по высокой стоимости.

Механизм Еврокомиссии ориентирован именно на купирование таких рисков. Есть ли смысл понижать потолок цен? Это дискуссионный момент. Конечно, с точки зрения непосредственно сегодняшнего влияния на рынок, потолок может быть и ниже. Но в долгосрочной перспективе, если уровень будет слишком низким, то многие поставщики СПГ начнут посматривать в сторону других рынков.

"Дискуссии по этому поводу пока продолжаются, а итоговое решение вряд ли будет принято в декабре, ведь и в том, и в том случае есть существенные риски. Если оставить потолок цен на уровне, который предложила ЕК, он ничего особо не ограничит в текущий момент, но защитит рынок от коллапса, когда цены будут взлетать выше $3000 за тысячу кубометров", – сказал главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

"Теоретически это возможно, но практически – маловероятно. Это означает, что Еврокомиссия изначально против введения потолка цен как реально действующего механизма. В этой структуре понимают, что как только цена будет опущена, рынок ЕС перестанет быть рынком в классическом понимании этого слова, и поставщики СПГ будут это учитывать", – заключил Громов.

Имитация бурной деятельности

Ранее правительство Чехии, председательствующей в ЕС, предложило снизить предельную цену до 220 евро за 1 МВт*ч, таким образом опустив разницу между европейскими и мировыми рынками до 35 евро (при уровне 275 евро за МВт*ч она будет составлять 58 евро). Однако понимания идея не встретила.

Несколько стран, включая Германию, Нидерланды, Данию, Австрию, Венгрию и Эстонию, считают, что потолок цен должен гарантировать, что европейский рынок сможет конкурировать с мировыми, особенно в тот момент, когда ЕС ищет альтернативные источники поставок, взамен импорта из России.

В ЕС уже образовалась своеобразная коалиция из нескольких стран, включая Бельгию, Грецию, Италию и Польшу, которые требуют агрессивного вмешательства в ценовую политику и считают даже сокращение, предложенное Чехией, недостаточным. Как отмечает Bloomberg, эти государства также хотят распространить ограничение цен на газ на все европейские хабы и внебиржевые рынки. Причем их достаточно много, чтобы заблокировать соглашение, если требования не будут выполнены.

Вот только для того, чтобы создать подобные условия, необходимы колоссальные денежные вложения, которые Евросоюз не может себе позволить. Если банально снизить цену на рынке, поставщики сжиженного газа перенаправят его в Азию, где за СПГ согласны платить больше. Чтобы европейский покупатель мог сохранять конкурентоспособность, он должен быть готов к тому, чтобы ситуативно покупать товар по более высоким ценам.

Единственный шанс снизить стоимость газа, установив потолок, и не отвернуть от себя поставщиков – компенсировать европейским покупателям СПГ разницу между реальной ценой и назначенной ЕК за счет бюджетных средств и субсидий.

"Механизм, который предложила ЕК, – имитация бурной деятельности, а на самом деле – саботаж самой идеи потолка. И в этом есть резон, поскольку введение реального потолка, по общему мнению участников рынка и экспертов, приведет лишь к еще большей дестабилизации рынка", – рассказал заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в беседе с Baltnews.

"Но национальным правительствам, в отличие от ЕК, нужно как-то отчитываться перед избирателями, которые в результате гибридной войны ЕС с основным поставщиком энергоресурсов оказались в эпицентре экономического и энергетического кризиса. Поэтому они устраивают Брюсселю обструкцию и требуют хоть каких-то мер. В общем, цугцванг. Так что запасаемся попкорном и продолжаем следить за этим реалити-шоу. Будет второй сезон!" – резюмировал он.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.