Берлин отказался поддержать ранее уже согласованный законопроект Евросоюза о полном запрете к 2035 году производства и продажи новых машин с двигателями внутреннего сгорания. Немцы словно бы одумалась и обеспокоились судьбой своей знаменитой и пока еще могучей автомобилестроительной отрасли, которая может перестать быть таковой, если зеленая политика Брюсселя покончит с дизельными и карбюраторными двигателями.
Берлин по инициативе одной из правящих коалиционных партий, младшего партнера социал-демократов, Свободной демократической партии (СвДП) требует внести в текст законопроекта изменения, позволяющие и в будущем использовать так называемое электронное топливо, дорогостоящий синтетический аналог бензина и дизеля, как бы не дающий углеродсодержащего выхлопа.
Брюссель к этому заменителю традиционных нефтепродуктов относится с немалым скепсисом. Евросоюз теоретически, если не принимать во внимание политический вес Германии, мог бы пренебречь ее мнением ради зеленой "революции" на транспорте, так как соответствующее решение при голосовании в Совете альянса может быть принято не единогласно, а квалифицированным большинством голосов. Но немцев поддерживают Италия, Польша и Чехия. И голосов всех этих стран достаточно, чтобы заблокировать назначенный на 2035 год приговор автомобилю.
Конфликтный законопроект подразумевает введение повышенных требований к содержанию выхлопных газов, а точнее говоря он фактически их запрещает, что автоматически приводит и к отказу от двигателей внутреннего сгорания. И, как предполагается, позволит почти до нуля снизить эмиссию углерода в секторе дорожного транспорта, который считается одним из ключевых источников вызывающих глобальное потепление парниковых газов.
Берлин против программ борьбы с изменением климата, естественно, ничего не имеет. И до недавнего времени был в принципе согласен с тем, что предмет гордости немцев – национальная автомобилестроительная индустрия – должна будет очень серьезно пострадать, но все же перейти на выпуск электромобилей и машин с водородными двигателями. А потому "бунт" СвДП оказался неожиданностью для Брюсселя.
Но вряд ли он стал сюрпризом для самого правительства Германии, где, очевидно, существует достаточно колебаний и сомнений в продуманности экстренной перестройки промышленности в соответствии с требованиями зеленой политики. Вполне вероятно, что свободных демократов отчасти поддерживают и их партнеры по правящей коалиции. В любом случае они явно не хотят внутри коалиционного конфликта, способного привести к развалу партнерства и отставке правительства.
Промышленные ассоциации, отраслевые профсоюзы и лидеры автомобилестроительной индустрии Германии давно и много говорят о потерях, которые неизбежно понесет страна в случае полного и безоговорочного отказа от двигателей внутреннего сгорания к установленному Брюсселем сроку. Часть предприятий обанкротится, будут потеряны тысячи рабочих мест, немецкий автопром лишится лидирующих позиций на глобальных рынках, так как существенно отстает от американских и китайских конкурентов, производителей электромобилей, щедро финансируемых национальными правительствами.
Электронное топливо как предлог усомниться в зеленой политике Брюсселя
Многим в отрасли показалось, что разработанное и довольно успешно испытанное (летом 2022 года на подержанном VW Golf) так называемое электронное топливо создает замечательную возможность компромисса между повышенными экологическими требованиями и стремлением автомобилестроителей спасти двигатель внутреннего сгорания.
Электротопливо (e-топливо) – это один из видов синтетического горючего, новый класс углеродно-нейтральной замены углеводородного топлива, получаемый с помощью электроэнергии из возобновляемых источников путем синтеза улавливаемых выбросов углекислого газа и водорода. При сгорании в двигателе такое топливо тоже выделяет CO2, но так как эти выбросы равны тому количеству углекислого газа, которое удаляется из атмосферы для производства топлива, то чисто так сказать математически его можно считать в целом нейтральным, декарбонизированным.
Одна из проблем, однако, состоит в том, что такая технология требует затрат очень большого количества электроэнергии. Для производства пяти литров электронного топлива необходимо затратить около 50 киловатт-часов электроэнергии, то есть, как говорят сами немецкие эксперты, примерно половину месячного потребления одного домохозяйства.
Кроме того, имеющиеся виды е-топлива низкоэффективные, автомобилю необходимо примерно в пять раз больше такого горючего, чем обычного бензина, чтобы проехать то же расстояние. Все этим недостатки дополняются еще и тем, что ни в Германии, ни в других странах Евросоюза нет производств, способных начать выпуск новинки, а строительство новых предприятий потребует немало времени и средств.
В Берлине все это понимают и недостатки е-топлива в полной мере осознают, но продолжают настаивать на том, чтобы наделить его статусом зеленого и, следовательно, разрешить использовать и после 2035 года в двигателях внутреннего сгорания. Которые таким образом окажутся спасены от запрета. Германия пока "не может прийти к согласию", заявил министр транспорта страны Фолькер Виссинг.
Попытка президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, срочно посетившей Берлин, уговорить соотечественников вернуться к прежним договоренностям и отказаться от своих требований, ни к чему не привела. Свободную демократическую партию Германии Евросоюз уже обвиняет в шантаже и чуть ли не в измене "зеленой революции", хотя они просто пытаются дать национальной промышленности хотя бы немного больше времени, чтобы перестроиться и спастись от катастрофических потерь.
То, что когда-то казалось неизбежным, – соглашение Европарламента и Совета в октябре 2022 года о прекращении производства бензиновых и дизельных автомобилей – теперь балансирует на грани краха. А с ним и вся зеленая программа Евросоюза, так как отказ от двигателя внутреннего сгорания остается одной из ее основ.
Ожидается, что неожиданный демарш Берлина приведет к тому, что его примеру последуют и другие европейские столицы, также имеющие немало вопросов и сомнений в своевременности тотальной декарбонизации экономики и продуманности всех ее последствий. А это будет означать, помимо всего прочего, и очень болезненный удар по авторитету Брюсселя, который выступает в роли "движителя" всей зеленой политики Евросоюза.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.