Кто-то подготовился к зиме, а кто-то – Прибалтика

Тема: Европа без российского газа

Руководство стран Балтии может сколько угодно гордиться тем, что их страны живут без газа из России, однако баланс спроса-предложения, как и стоимость СПГ, этой зимой могут неприятно удивить конечных потребителей.

Страны Евросоюза готовятся ко второй зиме без российского трубопроводного газа или с его минимальным количеством. Некоторые государства сами отказались от поставок из РФ, другим помешала диверсия на трубопроводах "Северный поток" и "Северный поток – 2".

Результат один – на газовом рынке Европы не утихает напряженность. Даже сейчас, когда страны ЕС заполнили ПХГ в среднем на 96%, зимой региону грозит высокая волатильность цен.

Насколько государства Евросоюза защищены от дефицита газа предстоящей зимой? Смогут ли даже самые бедные страны ЕС – Литва, Латвия и Эстония – продержаться на запасах, которые уже имеются? Особенно этот вопрос актуален на фоне того, что газопровод Balticconnector, который соединяет газовые системы Финляндии и Эстонии, был поврежден.

Необоснованные опасения МЭА

Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщает, что, несмотря на сниженную напряженность на рынке газа и высокий уровень наполненности ПХГ, излишний оптимизм перед отопительным сезоном 2023-2024 годов недопустим. Существует целый спектр факторов риска, которые могут возобновить рыночную напряженность. И первая причина такой напряженности – Европа больше не имеет доступа к стабильному источнику газа, то есть к российскому трубопроводу.

Казалось бы, прошло больше года с того момента, как в результате диверсии газ перестал поступать в Европу по "Северному потоку", а из-за присвоения Польшей части трубы у "Газпрома" остановился газопровод "Ямал-Европа". За это время страны ЕС серьезно нарастили поставки СПГ, были построены новые терминалы. В конце концов, Европе удалось добиться заполнения подземных хранилищ газа на 96%! Так почему же в МЭА считают, что любое потрясение может снова вызывать колебания на рынке и чуть ли не дефицит?

Как рассказал директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, риски, о которых говорят в МЭА, несколько преувеличены. Конечно, всегда есть шанс, что случится нечто незапланированное. Но если сравнивать нынешнее состояние с прошлой зимой, то положение Европы намного лучше и с точки зрения газоснабжения, и в вопросе потребления, и заполнения ПХГ. Конечно, риски есть. Но шансы, что они реализуются, очень невелики.

"При этом у Европы сейчас высокая зависимость от СПГ. Сжиженный газ заменил российский трубопроводный. И если раньше все дополнительное потребление, которое могло возникнуть при резком похолодании, обеспечивалось газом из РФ, то теперь эту роль играет СПГ. С января по сентябрь 2023 года сжиженный газ составлял 42% всего импорта "голубого топлива" ЕС. При этом на Россию приходится около 9%. И при такой высокой зависимости любые колебания в поставках чреваты дефицитом. Это связано с тем, что большинство сделок – спотовые. Долгосрочные контракты тоже есть, но их мало", – сказал Белогорьев Baltnews.

"Энергетические компании из ЕС не заключают долгосрочные контракты в основном из-за низкоуглеродной повестки. Никто не понимает, какой спрос будет в 2030 году, ведь Европа должна отказаться от углеводородов ради экологии. Те прогнозы, которые есть сейчас, показывают очень большой разброс. Очень немногие эксперты прогнозируют повышение спроса. В основном все говорят о том, что потребление газа будет снижаться. Один из низкоуглеродных сценариев вообще предполагает, что спрос к 2030 году в ЕС упадет до 230-240 млрд кубометров (в прошлом году было 356 млрд кубометров), то есть на 40%. Причем эти сценарии нельзя назвать фантастическими, они вполне реалистичны и исходят их тех решений, которые уже были приняты, например, закон о климате, и из тех технологий, которые начали использоваться", – добавил он.

Алексей Белогорьев считает, что нельзя однозначно отрицать низкоуглеродные сценарии и говорить, что они не реализуются. Если будет достаточная политическая поля и инвестиции, то есть шанс, что потребление газа в ЕС действительно сильно снизится. В таких условиях подписывать долгосрочные контракты все просто бояться.

К тому же нельзя забывать, что подобные контракты с Россией все еще действуют. Они не исполняются, некоторые заморожены, некоторые приостановлены, но не разорваны окончательно. Такие контракты висят над энергетическими компаниями Европы "дамокловым мечом", и это тоже играет свою роль.

"Стоит отметить, что поставщики из США настаивают на заключении договоров на 10-15 лет. И контракты все же будут подписываться, но очень неохотно. То снижение спотовых цен, которое произошло в 2023 году, успокоило европейские компании. Цены сейчас стабильные. Да, их нельзя назвать низкими, но все же нет таких всплесков, как в 2022 году. Все это показывает, что покупать газ по спотовым контрактам можно. Тем более того же требует Еврокомиссия", – резюмировал директор по исследованиям Института энергетики и финансов.

Вполне понятно, почему в МЭА делают слегка пугающие прогнозы на предстоящую зиму. Малое количество долгосрочных контрактов оставляет возможность того, что цены в момент пикового спроса возрастут. В прошлом году Европа прошла зиму без серьезных потрясений во многом благодаря теплой погоде. Если в 2023-м так не повезет, то энергетические компании ЕС снова начнут нести серьезные убытки.

Однако в целом подготовка к зиме в большинстве стран Евросоюза находится на очень высоком уровне. К лету 2023 года газ на рынке опустился до $280 за тыс. кубометров, чем и воспользовались европейцы. Конечно, в середине октября стоимость "голубого топлива" на спотовом рынке Европы снова достигла отметки в $500 за тыс. кубометров, но страны ЕС успели заполнить ПХГ, чем и обеспечили себе неплохую страховку.

В случае дефицита газа – паникуйте

Большинство стран ЕС действительно готовы к отопительному сезону. Но есть и исключения – страны Балтии, которые вроде бы должны пережить зиму без дефицита… но только при условии того, что все пойдет по плану.

На сегодняшний день годовое потребление газа странами Балтии составляет примерно 7 млрд кубометров, из которых 0,5 млрд приходится на Эстонию, 1,5 млрд – на Латвию и 2,5 млрд – на Литву. Да, местные СМИ ликуют из-за того, что уже в середине сентября Инчукалнское газохранилище было заполнено на 80%. Да, это один из самых высоких показателей за последние годы. Но не стоит забывать, что объем этого ПХГ составляет 4,46 млрд кубометров. При этом самим странам Балтии принадлежит далеко не все. Начать следует с того, что лишь 2,32 млрд из 4,46 млрд – активный газ, который отбирается каждый зимний период после очередной летней закачки. Но еще не стоит забывать, что часть мощностей Инчукалнского газохранилища по-прежнему арендует "Газпром".

Мощность Клайпедского СПГ-терминала в Литве составляет 3,75 млрд кубометров в год. Конечно, есть еще и плавучий СПГ-терминал FSRU Exemplar мощностью 5 млрд кубометров в год, который Эстония купила вместе с Финляндией. Вот только находится он именно в финском порту Инкоо. Впрочем, часть этого объема Эстония могла получать с помощью газопровода Balticconnector, объем прокачки которого составляет 2,6 млрд кубометров в год. Теоретически, есть еще и газопровод GIPL между Польшей и Литвой, максимальная пропускная способность которого составляет 2,4 млрд кубометров в год (на данный момент всего 1,5 млрд.).

В итоге страны Балтии могут получать 3,4 млрд с помощью Клайпедского терминала, 2,6 млрд по Balticconnector, теоретические 2,4 млрд по GIPL и даже, предположим, все 2,3 млрд из ПХГ. В сумме выходит 10,7 млрд кубометров газа в год. Не так уж и плохо, учитывая, что потребление в странах Балтии всего 7 млрд. Но если учесть, что не весь объем газа в Инчукалнском газохранилище принадлежит Прибалтике, GIPL работает лишь ситуативно (например, когда терминал в Калайпеде приостановлен), а Balticconnector и вовсе был недавно остановлен из-за неустановленной поломки, картина уже не столь оптимистична.

Как отмечают в Bloomberg, пограничная и Береговая охрана обнаружили утечку на газопроводе Balticconnector. Повреждение находится в исключительной экономической зоне Финляндии. Власти скандинавской страны уже начали расследование, но когда трубопровод вновь заработает, неизвестно. Возможно, через несколько дней. А если нет? Откуда Балтии брать газ? Просить у Польши? Возможно, сосед действительно выручит. Но за какую цену?

Впрочем, как рассказал руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина Вячеслав Мищенко, экономика стран Балтии не представляет из себя чего-то существенного, поэтому проблемы этих стран в энергетической отрасли несколько преувеличены.

"О Прибалтике нельзя говорить как о мощном энергоемком регионе. Эти страны уже прошли своеобразную деиндустриализацию и угрозы серьезного коллапса нет. Именно поэтому из-за нехватки газа страдать будет только население, а не промышленность. Речь идет о коммунально-бытовых услугах ", – отметил эксперт в беседе с Baltnews.

Конечно, нельзя говорить о том, что Прибалтику ждет жесткий дефицит и блэкауты предстоящей зимой. Даже выпавшие объемы Balticconnector возможно заменить, либо уменьшить потребление. Однако нельзя отрицать и того, что у стран Балтии практически нет никакой страховки.

Если произойдет даже небольшое отклонение от изначального плана на прохождение отопительного сезона, как например, авария на газопроводе между Финляндией и Эстонией, уже будет намного сложнее. И никакого запасного плана нет. Что останется в случае острой потребности в "голубом топливе"? Паниковать и отдавать огромные деньги за поставки СПГ по невыгодным ценам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.