Чего добились за полтора года? ЕС отказался от российского газа, но не заменил его

© Sputnik / Дмитрий Лельчук

Тема: Европа без российского газа

Страны еврозоны планомерно следуют к своей цели – полному отказу от "голубого топлива" из РФ. Но с поиском альтернативы у Брюсселя проблемы. Впрочем, она есть, и это не всегда СПГ, но вот последствия ее использования пугают.

ЕС стремится покончить с зависимостью от российского ископаемого топлива в этом десятилетии. Но в Еврокомиссии (ЕК) все же предупреждают, что "не стоит расслабляться", поскольку европейский энергетический рынок остается очень уязвимым.

В ежегодном "Отчете о состоянии Энергетического союза 2023", который опубликовала ЕК, подводятся итоги отказа Старого света от российского газа и говорится о перспективах прекращения даже тех поставок, что еще идут из РФ. Получится ли у Европы вообще перестать покупать углеводороды у своего восточного соседа?

Чем заменили газ из России?

В отчете ЕК говорится о том, что блок находится на пути к достижению цели REPowerEU, то есть стать независимым от российского ископаемого топлива к 2027 году. В целом, если посмотреть на цифры за последние полтора года, картина складывается весьма интересная.

Надо признать, что Евросоюз действительно серьезно сократил импорт голубого топлива из Российской Федерации. Причины сейчас повторять в деталях не будем, скажем только "спасибо" Польше, отобравшей часть газопровода у магистрали "Ямал-Европа", и терактам на "Северных потоках".

А еще добавим тот факт, что главы европейских стран не торопятся восстанавливать эти коммуникации. Никто Варшаву за ее де-факто захват части трубопровода "Газпрома" ругать в Брюсселе не хочет, а про расследование терактов с "Северными потоками" как-то все уже и забыли. Чинить их и убеждать Москву, что Европа хочет покупать этот газ, ни в Германии, ни в других странах ЕС не собираются.

В итоге мы имеем следующие показатели, о которых говорится в отчете Еврокомиссии:

  • в 2022 году Европа сократила импорт газа из России с привычных 155 млрд кубометров в год до 80 кубометров;
  • по итогам 2023 года этот показатель сократится еще больше – до 40-45 млрд кубометров;
  • несмотря на увеличение российского импорта СПГ в 2023-м – в основном по долгосрочным контрактам "бери или плати" – общая доля России в объеме импорта газа в ЕС упала до 15% с примерно 45-50% до начала СВО.

Далее идут бравурные заявления об очередном увеличении доли возобновляемой энергетики (ВИЭ) в энергобалансе Европы (разумеется, без подробностей стоимости этой самой энергии от "ветряков" и солнечных панелей), а также радостные возгласы о том, что подземные хранилища газа (ПХГ) Евросоюза сейчас заполнены на 99%. Но это все мелочи, которые в случае полной остановки импорта газа Европу от блэкаутов не спасут. ПХГ и ВИЭ-генерация – вспомогательные инструменты. Сами по себе они энергорынок Европы не способны сбалансировать. Не те масштабы.

Однако сосредоточимся на главном – российского газа в Европе стало намного меньше. ЕС действительно добился того, о чем мечтали еврочиновники-русофобы – максимально сократить закупки углеводородов из РФ. Всего за два года уменьшить закупки газа со 155 млрд в год до 40 – это надо уметь. Но дальше начинается самое интересное.

Даже аналитики из S&P Global обратили внимание на тот факт, что ЕС в 2022 году сократил спрос на газ более чем на 18% по сравнению с предыдущими пятью годами, сэкономив около 53 млрд кубометров.

Еще раз. Евросоюз по итогам 2022 года отказался по разным причинам от почти 75 млрд кубометров российского газа (вместо 155 млрд стало 80 млрд). При этом ЕС в том же году сократил потребление газа на 53 млрд кубометров.

Выходит, реально Старый свет заменил не весь "выпавший" из его импорта российский газ, не все 75 млрд, а только 22 млрд кубометров, то есть менее трети. Остальной объем Европа просто… вычеркнула из своего рынка как якобы ненужный.

В 2023 году, получается, надо еще больше экономить, раз углеводородов из РФ ожидается 40-45 млрд? А дальше что? В Еврокомиссии ведь прямым текстом говорят, что намерены полностью выполнить цель REPowerEU – отказаться на 100% от российского газа к 2027 году. Нынешние 40-45 млрд кубометров тоже компенсировать Евросоюз не станет, предпочитая экономить на спросе?

Выход есть, но уж очень он мрачный

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов рассказал в беседе с Baltnews, что на данный момент Европа уперлась в инфраструктурный потолок и заместить дополнительные 40 млрд кубометров газа не получится. С Катаром есть долгосрочные контракты, но по ним СПГ пойдет только через пару лет.

К тому же не стоит забывать, что Европа не одна в этом мире. В Китае растет потребление, в других азиатских странах тоже. Соответственно, ЕС придется бороться с Азией за поставки СПГ, постоянно поднимая цену. Чем был хорош российский газ – он поставлялся по трубе по долгосрочным контрактам. Была стабильность, была адекватная и предсказуемая цена.

"Но теперь политика стран Евросоюза привела к регулярным ценовым скачкам, которые нервируют население, нервируют промышленность. Те объемы российского газа, которые выпали в 2023 году, не заменили, а просто сэкономили. Причем эта экономия объясняется элементарным сокращением потребления. Промышленность сокращает производства, теряет конкурентоспособность, переносит заводы в другие страны или закрывает их. Население переводят на дрова, уголь, либо же просто заставляют мерзнуть", – отметил Правосудов.

"К чему все это приведет? Варианта всего два. Либо власти начнут что-то делать и менять тактику, либо оставят все как есть. Например, знаменитая "Альтернатива для Германии" сейчас предлагает срочно запускать "Северный поток – 2", восстанавливать "Северный поток", и таким образом спасать промышленность. А есть политические силы, которые выступают за полный отказ от любых углеводородов и переход на те же солнечные панели. Правда, их в основном производят в Китае, но это якобы мелочи, с которыми придется тоже бороться", – добавил он.

Есть ли в Европе достаточное количество мощностей по приему СПГ, чтобы заменить нынешние 40-45 млрд кубометров газа из России? Если говорить о перспективах 2027 года (который и фигурирует в плане REPowerEU), то это вполне реально.

Другой вопрос, что Европа, в отличие от Китая и других азиатских стран, не заключает такого же большого объема долгосрочных контрактов. Есть, конечно, договоренности некоторых немецких энергоконцернов с компаниями из США, есть контракты французской (кстати, частной, а не государственной) компании Total Energies с катарским поставщиком СПГ. Но все эти будущие поставки в сумме не покрывают того объема, что ранее шел из РФ и даже идет сейчас.

Евросоюз в любом случае должен будет идти на спотовый рынок СПГ, где цена меняется каждый день и где надо обязательно бороться за товар с Азией, когда спрос там на нормальных отметках (лишь бы очередной COVID не появился).

Итоги, о которых стыдно говорить

Подводя некую черту за последние полтора года, можно сделать несколько базовых выводов. Первый – Евросоюз отказался от двух третей российского газа, но заменить смог только его малую долю. Можно сколько угодно гордиться тем, что в ЕС промышленность снизила потребления газа, но надо быть реалистами. Это произошло не из-за оптимизации производства, а потому что заводы стали делать меньше продукции.

Второй вывод – промышленность в еврозоне из-за необходимости снижать спрос на газ, медленно затухает. Еще в середине октября этого года в Eurostat сообщили, что промышленное производство в 20 странах, использующих евро, выросло на 0,6% в месячном исчислении в августе… но снизилось на 5,1% в годовом исчислении.

В Еврокомиссии бодро заявляют, что ЕС хорошо подготовлен к обеспечению энергетической безопасности в течение предстоящей зимы 2023-24 годов, в основном за счет "изменения источников энергии, заполнения газовых хранилищ и снижения спроса".

Но при этом аналитики из S&P приводят еще один неприятный фактор, который развивался параллельно со снижением поставок российского газа в Европе – число людей, затронутых энергетической бедностью, увеличилось на 10,7 млн по всему ЕС.

И как будто этого мало, в ЕК еще и предупреждают о том, что "ЕС должен сохранять бдительность и продолжать снижать энергетическую зависимость, поскольку риск перебоев в поставках энергоносителей и связанных с этим ценовых пиков все еще присутствует".

Переводя на простой язык: "Мы не знаем, как влиять на цены газа на спотовом рынке, поэтому не гарантируем ничего. Может, будет дефицит или скачки цен, а может и нет".

Европа отказалась от большей части российского газа и параллельно с этим получила большие проблемы в своей экономике. От оставшейся части поставок углеводородов из РФ страны Евросоюза тоже могут оказаться, но последствия будут еще хуже, чем сегодня.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.