Новое правительство Польши представило в парламент страны законопроект о замораживании цен на энергоносители в первой половине 2024 года и либерализации правил строительства новых ветрогенераторов. Разумеется, для всего этого потребуются деньги, причем в большом количестве. И тут начинается самое интересное.
Средства на субсидирование постройки новых ветряков будут браться из фонда, созданного во время пандемии для смягчения последствий энергетического кризиса, а также за счет взносов ведущих энергетических компаний Польши. В первую очередь, нефтегазовых. Забегая вперед, сразу после такой новости акции Orlen – польского нефтегазового гиганта – резко упали.
Еврокомиссия не так давно предложила странам ЕС сократить расходы на финансовую поддержку домохозяйств и промышленности, но увеличить субсидии и вообще выделять больше средств на развитие "зеленой" энергетики. И вот ведь совпадение! Как раз когда в Польше завершились выборы, а к власти пришли сторонники более тесного сотрудничества с Брюсселем, Варшава захотела потратить деньги, которые изначально предназначались для восстановления после пандемии COVID-19 и энергокризиса, на ветряки. Как будто других проблем в экономике нет.
Варшава решила переплюнуть Прибалтику
Польша, похоже, вскоре будет повторять сценарий увеличения доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) за своими балтийскими соседями, которые уже долгие годы находятся в плену "зеленых" иллюзий.
Литва, Эстония и Латвия вкладывают огромные суммы в постройку ветряков и чуть меньше на солнечные панели. Надо признать, ВИЭ-объектов в Прибалтике действительно стало намного больше, чем пять лет назад. В Литве по итогам 2022-го доля ВИЭ в общем объеме выработки энергии составила 37%. Для сравнения: в 2019-м, по данным Eurostat, она составляла 25%.
У соседних балтийских республик показатели даже еще более высокие. В Эстонии в 2021 году доля ВИЭ составляла 38%, а в Латвии – 41%. Правда, несмотря на все эти процессы, электричество для домохозяйств и предприятий во всех трех балтийских республиках почему-то стало только дороже.
Похоже, что "во все тяжкие" "зеленой" повестки теперь пускается и Польша. Новый законопроект, который предложили в новом правительстве сраны, сформированном из проевропейских партий, планирует дать толчок запаздывающему переходу страны с угля на ВИЭ. Как отмечают в Reuters, политиками ставится цель достичь 70% производства энергии из возобновляемых источников к 2030 году, по сравнению примерно с 15% в 2022-м. Реально ли это?
Как отметил в беседе с Baltnews президент фонда "Основание" Алексей Анпилогов, польский законопроект носит скорее политический характер. Эту страну уже давно ругают за огромное количество угольной генерации в энергобалансе и, кстати, справедливо. Польша действительно зависит от угля, тем более его в больших количествах добывают на территории страны. Это приводит к тому, что Варшаву называют "Золушкой" Европы. Исправить это достаточно сложно.
"Я очень скептически отношусь к этой инициативе из-за экономических, социальных и технических проблем, с которыми неминуемо столкнется Польша. Помимо прочего, есть и социальные обязательства, которые будут нарушаться политиками в случае активного развития ВИЭ. Если начнут строить ветряки, то угольную генерацию "пустят под нож", а это десятки тысяч рабочих мест для энергетиков и шахтеров – в этой отрасли трудится огромное количество людей", – отметил Анпилогов.
"Если же говорить о цели в 70% доли ВИЭ, которую назвали в Польше, то нужно понимать – такой огромной доли ветрогенерации нет ни в одной стране ЕС. В целом Евросоюз к 2020 году выходил на параметры целевой программы, в рамках которой все типы ВИЭ (без атомной энергетики) занимали порядка 20%. Так что заявление Польши отдает авантюризмом. Примеров балансирования национальной энергосистемы с таким огромным количеством возобновляемых источников нет ни у кого", – добавил он.
Алексей Анпилогов считает, что это будет непростым вопросом для польской энергосистемы в условиях отказа от угольной генерации, которую просто законсервировать не получится. Держать станции без нагрузки крайне затратно. Об это уже споткнулись немцы, ведь когда даются преференции на покупку ВИЭ, традиционные источники энергии оказываются в положении той самой падчерицы из "Золушки" – ее все пинают и не допускают к дележке энергетического пирога.
"Что же касается ветряного потенциала Польши, то в целом по Европе он распределен по очень естественному градиенту с запада на восток. Самые ветрообильные страны – Ирландия, Дания. Меньше ветра в Испании и Франции, в Германии еще меньше. Польша же еще более бедная ветром страна, поскольку она расположена в глубине континента. Сильные ветры – океанические, а внутренние моря (Балтийское, Черное, Средиземное) обладают гораздо меньшим потенциалом. Польша же в целом равнинная страна – горы есть только на юге. Какой-то интерес может представлять Балтийское море, но все равно это побережье уступает по ветряному потенциалу и Германии, и Франции, и тем более Ирландии", – добавил президент фонда "Основание".
Эксперт призвал не забывать, что никто не застрахован от штиля. Это наглядно показала практика последних лет в Европе, где почти все огромные скачки цен на газ были связаны с периодами пасмурной и безветренной погоды. Внезапно оказывалось, что в такие периоды единовременно отказывают и солнечные панели, и ветряки. А энергия нужна – никто не хочет выключать телевизор, если за окном пасмурно. Люди привыкли к тому, что электричество в розетке – величина постоянная. Понадобится страховка в виде традиционных источников энергии.
"Но нужно учитывать, что угольные станции не очень хорошо подходят для парной работы с ветряками. Гораздо лучше для этого использовать газовые турбины – они очень быстро стартуют в отличие от угольного блока и их можно так же быстро заглушить. Но у Польши нет такого рода компенсаторов, эта страна наоборот всячески декларировала отказ от российского газа. Поэтому если будет осуществляться перекос в сторону ветрогенераторов, это приведет к тому, что Варшаве придется создавать огромную отрасль газоэлектрических станций, которые будут работать на голубом топливе", – заключил Алексей Анпилогов.
"Зеленые" амбиции Польши
Вкладывает ли Варшава в инфраструктуру, которая позволит увеличить долю газа в общем энергобалансе? На словах да, на деле – не очень. Новый СПГ-терминал в Гданьске – проект весьма спорный. На одну платформу вроде как клиентов уже нашли, вот для второй регазификационной платформы заказов на СПГ не нашлось, поэтому объект даже не начали строить. Baltic Pipe вроде как запустили, но норвежский газ по этому трубопроводу выйдет на полную мощность в 10 млрд кубометров в год (как раз та величина, от которой Польша отказалась импортировать у "Газпрома") выйдет не скоро.
Казалось бы, надо спешно заключать долгосрочные контракты, инвестировать в инфраструктуру и коммуникации, чтобы "напитать" страну газом, который будут подстраховывать ветряки, останавливающиеся в непогоду. Увы, новое руководство Польши об этом пока не думает.
Зато на ветрогенерацию планируется брать средства из Фонда для восстановления после COVID-19. Повторимся – не на субсидирование предприятий, пострадавших от падения спроса во время пандемии, не на финансовую помощь предприятиям, которые все больше тратят на энергию, не малому бизнесу… а для ВИЭ-проектов, которые генерируют дорогое электричество и зависят от погоды.
Кстати, польская нефтегазовая компания Orlen является крупнейшим донором фонда. Ранее в этом году компания заявила, что планирует внести в фонд $3,55 млрд в 2023 году. По сути, нефтегаз заставляют оплачивать счета, которые предъявит "зеленая" энергетика. В конце ноября из-за таких новостей акции Orlen упали на 9,3%.
Как отметил эксперт по Польше Станислав Стремидловский в беседе с Baltnews, новое правительство, очевидно, будет идти по линии, которая предполагает продвижение интересов Брюсселя. И поддерживать будут, в том числе, те инициативы, против которых ранее выступала партия "Право и Справедливость" (PiS).
"Представители нового парламентского большинства достаточно быстро приняли законопроект о замораживании цен на энергоносители в первой половине 2024 года и либерализации правил строительства ветрогенераторов. Это говорит о том, что новое большинство собирается идти по пути новой политики Евросоюза, рассчитанной на создание углеродной нейтральности до 2050 года. То есть новое правительство нацелено именно на то, против чего была настроена PiS", – заметил Стремидловский.
"В этом законопроекте есть две составляющие. Первая – популистская, которая заключается в том, чтобы заморозить тарифы. Таким образом, новое правительство планирует убедить поляков в том, что оно заботится об их интересах. Вторая составляющая направлена на то, чтобы получить европейские гранты на строительство ВИЭ. Конечно, как именно будут впоследствии тратиться эти деньги и все ли они пойдут именно на ветряки, неизвестно", – рассказал политолог.
Станислав Стремидловский напомнил, что есть Европейский фонд восстановления экономики после COVID-19, из которого и собираются брать деньги на эти цели. Но в нем есть свои целевые гранты. Когда правительство Моравецкого претендовало на эти гранты, с ЕК согласовывалось, на что именно потратят деньги. Скорее всего, новые власти будут пытаться вытащить больше денег из этого фонда.
"В проекте о заморозке цен на электроэнергию и топливо предлагается компенсировать это за счет Orlen (польский госконцерн), что уже привело к падению его акций. Так что этот законопроект уже наносит ущерб Польше", – резюмировал эксперт.
PiS на протяжении последних восьми лет разрешала использовать субсидии для домашних потребителей, которые установили тепловые насосы и солнечные батареи, но блокировала развитие береговой ветроэнергетики. Новое правительство хочет сделать все сразу. Только вот хватит ли денег? Что ж, если средств из фонда окажется недостаточно, будут платить как всегда простые потребители энергии. Обычные граждане всегда крайние. Ну ничего, зато Варшава и Брюссель теперь на одной – "зеленой" – волне!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.