Перед приближающимися президентскими выборами глава Белого дома Джо Байден сделал крайне неприятный выбор, который одновременно вызвал в Европе растерянность и злобу.
Американскому президенту на прошлой неделе нужно было принять непростое решение – либо сделать так, чтобы в США продолжали наращивать производство и экспорт СПГ, либо прислушаться к экологам и затормозить увеличение производства сжиженного газа в Штатах. Байден выбрал последний вариант.
Почему глава Белого дома решил, что такое решение наилучшее для его страны (или для него самого и его команды)? И что еще куда интереснее, что теперь будут делать европейские потребители? Ждет ли их в перспективе дефицит СПГ, надо ли им искать альтернативных поставщиков и есть ли они на мировом рынке?
Обещать газ по-американски
В Палате представителей Конгресса США царит негодование, особенно среди республиканцев. Лидер их большинства – Стив Скэлис – заявил, что решение Байдена приостановить одобрение новых контрактов на экспорт СПГ является ударом по американской энергетике и ставит под угрозу национальный экономический рост.
В Техасе, где нефтегазовая отрасль играет колоссальную роль в экономической жизни штата, губернатор и вовсе открыто выступил против решения Белого дома. Еще бы, ведь в Техасе довольно много СПГ-терминалов, проектов по их расширению и постройке новых объектов. Это уже не говоря о газодобыче в штате.
Как отмечает Bloomberg, 26 января этого года власти США с подачи Белого дома приостановили процедуры одобрения новых контрактов на поставки СПГ за рубеж. Официальная причина – экзистенциальной угроза окружающей среды и необходимость Минэнерго детально рассмотреть все эти СПГ-проекты с точки зрения приемлемости в экологическом плане.
В Европе, разумеется, от такого решения сильно, если говорить цивилизованным языком, удивились. Идея Байдена приостановить экспорт газа в страны, не имеющие соглашений с США о свободной торговле, – удар по энергетике ЕС. Почти 90% СПГ, идущего из США, направляется в государства, которые не подпадают под действия соглашения, Евросоюз не исключение.
Понятно, что решение Байдена – неполное прекращение экспорта СПГ из США навсегда. Компании, которые сжижают газ и продают его на экспорт, не обязаны слушать Вашингтон. Они не государственные, а частные, поэтому по закону могут сами решать, сколько и когда будут продавать СПГ.
Но Белый дом все же нашел рычаг, с помощью которого рост экспорта де-факто можно серьезно замедлить – экологические нормы и обязательства по сокращению выбросов СО2 при производстве и отгрузке в танкеры СПГ. Теперь сначала Минэнерго США пересмотрит все заявки на СПГ-проекты, а только потом откроет результаты пересмотра для общественного обсуждения. На все это уйдет несколько месяцев.
Напомним, в США в последние годы активно строятся новые терминалы и расширяются уже действующие. Сейчас в Америке работает семь заводов общей мощностью 106 млн тонн СПГ в год. В прошлом году они поставили на мировой рынок 86 млн тонн, большая часть которых ушла именно в Европу, которой сильно нужен дополнительный газ из-за сокращения поставок из России.
А теперь представьте реакцию Евросоюза, когда ему говорят, что и сейчас поставки СПГ из США сократятся, и в будущем они де-факто не вырастут на те значения, что были заявлены еще совсем недавно. Где взять эти объемы? А они серьезные. Если верить Минэнерго США, в стадии строительства сейчас находятся 11 проектов расширений и новых заводов СПГ общей мощностью 85 млн тонн. Все они будут завершены примерно к 2028 году.
Как напомнил в беседе с Baltnews руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина Вячеслав Мищенко, Европа поставила себя в очень сложное положение. Несколько десятилетий эти страны сотрудничали в вопросах импорта энергоносителей с крупными поставщиками – сначала с СССР, позже – с Россией. Но теперь ЕС вынуждена каждый день собирать энергетический пазл, то есть выуживать партии СПГ со свободного рынка. И стоит признать, делать это очень непросто.
"А ведь есть еще и "зеленая повестка", которая вообще практически обозначила срок годности европейской энергетике, работающей на ископаемом топливе. В итоге те производители, которые могли бы заменить Россию и США (тот же Катар), не видят смысла вкладывать деньги в это направление. Европа сама загнала себя в ловушку и сейчас пожинает плоды. Оказалось, что получить тот же объем газа, особенно если американцы подведут, очень сложно. И приходится собирать с миру по нитке. А ведь нужно еще и с азиатскими рынками конкурировать", – заметил Мищенко.
"В итоге Европе достаются, в основном, остатки. Чтобы привлечь поставщиков этому региону необходимо вернуть цены 2022 года, тогда европейский рынок сможет конкурировать с азиатским. Но держать стоимость газа на уровне $3000 за тысячу кубометров газа чревато другими последствиями, которые мы уже видим сегодня – деиндустриализация", – добавил он.
Экологи в США теперь важнее, чем энергетика?
В период с 2024 по 2028 гг. США должны были поставить на мировой рынок дополнительно 89 млн т СПГ в год. Однако из-за решения Байдена эти объемы либо будут задерживаться, либо серьезно сократятся, либо вообще могут не появится.
А все из-за того, что инвестиции на строительство новых СПГ-заводов, таких как Sempra Infrastructure, Commonwealth LNG и Energy Transfer, тоже будут задержаны. И стоит признать, по США это ударит пусть не так сильно, как по Европе, но все же ощутимо.
Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина Вячеслав Мищенко напомнил, что Америка при Джо Байдене, который активно поддерживал "зеленые" инициативы, начала добывать около 13,5 млн баррелей нефти в сутки (б/с). Для сравнения – Россия и Саудовская Аравия добывают около 10 млн баррелей в сутки.
"В прошлом году нефтегазовый бизнес стал одной из основных статей доходов американского бюджета. США стали зависимы от этой отрасли почти так же, как другие нефте- и газодобывающие страны. Но проблема в том, что этот ресурсный бизнес во многом завязан на Дональда Трампа. Именно нефтегазовые компании давали ему деньги на предвыборную кампанию. Так что это может быть банальной попыткой подорвать экономический статус конкурентов", – добавил Вячеслав Мищенко.
Важно отметить, что и до того, как Байден ради экологической повестки решил урезать экспорт СПГ в США, а точнее, пока что затормозить его рост, у отрасли в стране и так было множество проблем.
Недавнее исследование Американского института нефти (API) показало, что при нынешнем президенте СПГ-индустрия себя чувствует, как в тисках. К примеру, на рассмотрение заявок в Минэнерго для экспорта СПГ при Байдене занимает почти 330 дней. Просто для сравнения: при Трампе срок составлял всего 49 дней.
Впрочем, ничего особо удивительного в этом нет. Байден приходил к власти под лозунги не только либералов, но и экоактививстов. Да, возможно не все его предвыборные обещания "зеленым" удалось выполнить. Но сейчас, в ожидании нового голосования, можно и вспомнить о своей основной направленности.
Как рассказал в беседе с Baltnews политолог Андрей Максимов, разумеется, в таком решении Байдена виноваты выборы. В США добыча газа традиционно идет не самыми экологически чистыми методами. Это приводит к загрязнению грунтовых вод, снижению плодородности почвы и так далее. Сжижение голубого топлива тоже дает определенный объем выбросов СО2.
"Сейчас для США экологическая повестка очень важна. Долгое время Соединенные Штаты были самой крупной страной Запада, которая, как и Россия, пренебрегала экологическими угрозами, считая, что главное – развитие производств, экономики и горнодобывающей промышленности. Но оказалось, что Соединенные Штаты тоже не бесконечны, и сейчас целые регионы страдают от последствий загрязнения. А учитывая систему коллегии выборщиков, правительству США нужно сохранить их голоса. Байден сделал ставку на экологию, поскольку работников горнодобывающей промышленности много, но обывателей, которым не нравится загрязнение грунтовых вод, еще больше", – отметил политолог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.