Сделка между США и ЕС стала значимым достижением для нынешней администрации в Вашингтоне. Теперь Европа, которая и так теряет до 300 млрд евро ежегодно (в том числе в пользу США), должна дополнительно инвестировать 600 млрд долл. в американскую экономику. При этом европейские товары в США будут облагаться 15% пошлинами, тогда как американская продукция сможет свободно проникать на рынок ЕС.
Особого внимания заслуживает пункт об обязательстве стран ЕС закупить американские энергоносители на 750 млрд долл. в течение трех лет. Впервые в современной истории Европа официально подписала соглашение, ставящее ее в столь жесткую энергетическую зависимость.
Новая энергетическая реальность
Подписав сделку, Евросоюз принял на себя обязательства, серьезно ограничивающие энергетический суверенитет региона. На фоне прежней критики Москвы за якобы использование ресурсов в политических целях, сложившаяся ситуация выглядит иронично.
Российские компании всегда поставляли энергоресурсы на рыночных условиях, без политических требований и квот. Даже после 2014 года Россия не выдвигала требований признания территорий или изменения внешнеполитического курса. Она просто продавала углеводороды по контрактам.
Теперь же ЕС должен ежегодно приобретать нефть, газ, уголь и ядерное топливо из США на сумму 250 млрд долл. И Вашингтону не важны аргументы о высокой стоимости или наличии более выгодных альтернатив, будь то Алжир, Норвегия или другие поставщики. Подписано – значит, выполнять.
Неподъемные цифры
По данным Eurostat, в 2024 году ЕС закупил энергоносителей на сумму около 370 млрд евро, из которых только 80 млрд долл. пришлись на США. Согласно новому соглашению, эта цифра должна вырасти до 250 млрд долл. ежегодно – более чем втрое.
Для выполнения условий сделки странам ЕС придется почти полностью отказаться от импорта энергоносителей из других стран: СПГ из Алжира и Катара, нефти с Ближнего Востока и из Африки, угля из Австралии и Колумбии. Все – в пользу США. Технически и логистически это крайне затруднительно, если не невозможно.
Логистика и здравый смысл – не приоритет
Норвегия поставляет СПГ в Прибалтику и Польшу, газопроводы соединяют ее с Германией. Россия снабжает юг и восток Европы, в том числе через "Турецкий поток". Алжир обслуживает южноевропейский рынок благодаря удобной географии.
США же находятся значительно дальше. Однако именно они должны стать основным поставщиком всех видов топлива в ЕС. Такая логика игнорирует экономическую целесообразность и транспортные издержки. Но, как показала практика вложений более 630 млрд евро в "зеленую" энергетику за 2021–2023 годы, Евросоюз может позволить себе и нерациональные траты.
Цены будут выше
Контракты с США предполагают более высокие цены на газ и нефть, чем те, к которым привыкла Европа. А с ядерным топливом ситуация особенно сложная: часть АЭС в ЕС построены по советским проектам, и переход на топливо не от "Росатома" требует времени и технологической адаптации. Компания Westinghouse уже начала выпуск аналогов, но пока объемы ограничены.
А хватит ли США ресурсов?
Пока – нет. Но в период 2025–2028 годов США планируют удвоить производство СПГ – с 95–100 до 200 млн тонн в год, благодаря новым терминалам, строительство которых было одобрено в период президентства Дональда Трампа.
Однако все эти проекты требуют крупных кредитов, которые банки предоставляют только при наличии долгосрочных контрактов. Новое соглашение с ЕС как раз может обеспечить эти гарантии.
Если же контракты не будут заключены заранее, странам ЕС придется покупать СПГ на спотовом рынке – по завышенным ценам, конкурируя с азиатскими потребителями.
Слишком много амбиций, слишком мало ресурсов
Как отметила в комментарии для Baltnews генеральный директор ООО "НААНС-МЕДИА" Тамара Сафонова, соглашение не содержит конкретных объемов поставок – все будет зависеть от цен на мировом рынке.
"Чем выше стоимость углеводородов и доставки, тем меньше объемы поставок из США. Такой сценарий возможен либо при резком росте мировых цен, либо при разрушении альтернативных логистических цепочек", – поясняет Сафонова.
По ее мнению, США для исполнения соглашения должны сократить поставки в другие регионы, отдав приоритет ЕС. Однако это противоречит логике торговых войн, где преобладают угрозы и давление, а не сбалансированное распределение ресурсов.
"Стратегия США избыточно амбициозна. У страны недостаточно ресурсов для исполнения столь масштабных обязательств", – заключает она.
Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с Baltnews добавляет:
"Чтобы достичь заявленных объемов, нужно либо утроить цену, либо втрое нарастить поставки. Но по нефти США все еще остаются нетто-импортерами и не смогут значительно увеличить экспорт без пересмотра внутреннего баланса".
По его словам, даже при росте производства СПГ, которого добиваются США, достижение цели возможно лишь при жестком вытеснении других поставщиков и росте потребления газа в ЕС. Это ударит не только по России, но и по Норвегии, Алжиру, Ближнему Востоку – чьи поставки могут оказаться "политически нежелательными".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.