Тарифная империя: США "прогнули" экономику ЕС

Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен встречается с президентом США Дональдом Трампом в гольф-клубе Trump Turnberry 27 июля 2025 года в Тернберри, Шотландия
© Getty Images / Andrew Harnik

Илья Круглей

Инвестиции в экономику США, импортные пошлины и отказ от части альтернативных поставщиков энергоресурсов – таковы плоды "дружбы" Брюсселя с Вашингтоном.

Дональд Трамп добился того, что Европа платит тарифы за доступ своих товаров к американскому рынку, не получая симметричных условий для американской продукции в ЕС. Европейский бизнес обязали инвестировать в США, а энергетический рынок блока фактически отдан под контроль Вашингтона.

Президент США объявил о заключении "крупнейшей" торговой сделки с Евросоюзом. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уверена, что соглашение "сбалансирует" торговые отношения между ЕС и США и поможет отказаться от российских нефти и газа.

Так ли это? Вытеснение российских углеводородов действительно продолжается – за счет санкций и диверсификации маршрутов. Но слово "баланс" в остальных частях сделки звучит издевательски.

Европейские компании обязаны вложить в экономику США 600 млрд долларов. США сохраняют пошлины на большую часть европейских товаров на уровне 15%, тогда как ЕС фактически не будет облагать пошлинами американскую продукцию.

Что именно подписала глава Еврокомиссии, и как с этим жить Евросоюзу?

Не сделка, а приговор

Договоренность Трампа и фон дер Ляйен напоминает диктат метрополии: Вашингтон приказывает, Брюссель исполняет. Подробностей договора стороны не раскрыли, но уже известные факты заставляют европейский бизнес хвататься за голову.

  • С 1 августа США вводят 15-процентные пошлины на широкий перечень европейских товаров.
  • Брюссель не будет взимать пошлины с американской продукции.
  • ЕС закупит у США "значительное количество" военной техники.
  • Компании из ЕС вложат в экономику США 600 млрд долларов.
  • В течение трех лет ЕС приобретет американские энергоносители на 750 млрд долларов.

Вашингтон при этом уверяет, что Европе повезло: первоначально обсуждались пошлины в 30%. Американские деловые издания не разделяют этого оптимизма.

"Европа потеряет больше, чем приобретет, а евро продолжит слабеть", – пишет Bloomberg.

И это еще не все. Список европейских товаров, облагаемых пошлинами, будет расширяться. Решения по полупроводникам и лекарствам ожидаются в ближайшие недели. Пошлины на сталь и алюминий из ЕС остаются на уровне 50 %, а конкретных дат их снижения не называют.

Обязательство европейских компаний вложить 600 млрд долларов в США – игра в одни ворота. Как отмечает в комментарии для Baltnews декан факультета финансовой экономики МГИМО, профессор Игбал Гулиев, при дефиците инвестиций внутри ЕС капитал продолжает уходить за океан, лишая Союз не только экономической, но и политической гибкости.

  • В 2022 году чистый отток прямых иностранных инвестиций из ЕС составил 263 млрд евро.
  • В апреле 2024-го Еврокомиссия сообщила, что ежегодно выводится около 300 млрд евро, в основном в США.

Кто и сколько будет покупать

Многие годы Европа говорила о зависимости от российских углеводородов, покупая их по выгодным ценам и одновременно диверсифицируя импорт из США, Норвегии, стран Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Новое соглашение обязывает ЕС за три года приобрести американских энергоносителей на 750 млрд долларов.

Для сравнения: за весь 2024 год страны ЕС импортировали энергоносителей на 370 млрд евро, из которых лишь 79 млрд долларов пришлось на США. То есть почти 80% ближайших закупок придется на американскую долю.

Нефть обычно закупается на коротких контрактах, поэтому перераспределить потоки технически несложно. Но раньше у европейских компаний был выбор поставщика и цены; теперь свободы маневра не останется.

Со сжиженным природным газом сложнее: потребуются долгосрочные контракты с американскими СПГ-терминалами. По сути, Европа меняет одну зависимость на другую.

"Обязательство покупать американские углеводороды – это трансформация энергетического суверенитета Европы и, скорее, геополитическое бремя, чем благо. Американский СПГ дороже катарского, не говоря уже о трубопроводном газе из России", – считает профессор Гулиев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме