В среду, 12 октября, эстонские СМИ сообщили об ответе митрополита Евгения министру внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметсу и министру юстиции Леа Данильсон-Ярг и обнародовали часть этого послания.
Ранее Baltnews уже писал, что государство Эстонии потребовало от митрополита Евгения, главы Русской православной церкви в Эстонии прямого осуждения позиции патриарха Кирилла, благословившего российских солдат на праведную борьбу с общемировым злом – нацизмом, для которого полигоном в последние годы стала Украина, где после переворота в 2014 году власть захватили ставленники коллективного Запада.
Данный вопрос эстонские власти раздули настолько, что в связи с ним начали звучать идеи запрета на церковь и даже появились рассуждения о том, в каких случаях РПЦ в Эстонии может отделиться от Московского патриархата.
Но пока эти угрозы, похоже, не актуальны, поскольку митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений направил министру внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметсу и министру юстиции Леа Данильсон-Ярг ответ на письмо, полученное из МВД 7 октября 2022 года. Эстонские СМИ указали, что в письме митрополита Евгения, в частности, говорится: "Опираясь на православное вероучение, Эстонская православная церковь выступает против войны, она за мир и за мирное разрешение любых конфликтов, что было еще раз подчеркнуто в обращении синода Эстонской православной церкви от 6 октября сего года. В связи с этим сообщаю, что я не разделяю слова Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенные им в проповеди 25.09, об отпущении всех грехов военнослужащим, погибшим при исполнении воинского долга".
Митрополит также напомнил, что еще "19 марта присоединился к заявлению Совета церквей Эстонии, осудившему войну и призвавшему к прекращению военных действий": "С тех пор моя позиция осталась неизменной". Напомним, что специальная военная операция ВС РФ на Украине была начата в условиях непрекращающейся гражданской войны на территории Донбасса после того, как непризнанные на момент февраля 2022 года Луганская и Донецкая народные республики, подвергнувшиеся усиленным обстрелам и еще большей агрессии со стороны киевского режима, официально обратились за помощью к России.
На территориях республик проживают в подавляющем большинстве русские люди – православные, которые целых восемь лет – с 2014 года – жили в условиях навязываемых им нацистским киевским режимом военных действий.
Далее в письме главы РПЦ Эстонии говорится: "В самом начале войны в Украине я призывал своих прихожан не поддаваться чувствам вражды и ненависти, не позволять вовлекать себя в политические споры, особенно в церковной среде, а заниматься помощью беженцам, которые остались без крова и средств к существованию. 10 000 евро, собранные в наших приходах, были переведены на счет НКО Eesti Pagulasabi на помощь беженцам. Прихожане нашей церкви работали в центрах приема беженцев, участвовали в сборе продуктов, вещей и предметов первой необходимости, а также по возможности помогали с жильем. Наши священники духовно поддерживали и будут поддерживать украинских беженцев, которые посещают приходы ЭПЦМП".
По словам священника, с марта практически ко всем приходам присоединились православные беженцы с Украины, что подтверждает отсутствие в приходах РПЦ военной пропаганды или разжигания ненависти. "Подобные случаи будут немедленно преданы огласке, потому что деятельность всех наших приходов публична и прозрачна", – написал митрополит Евгений.
Напомним, попытки спекулировать на отношениях прихожан, на чувствах как русских, так и украинцев обозначил теолог Тартуского университета Андрей Шишков во время интервью эстонским журналистам. Baltnews рассказывал, что, по словам теолога, "люди не чувствуют себя виноватыми, потому что очень многие из них не поддерживают войну, помогают украинским беженцам". Однако расставленные определенным образом акценты сводятся к упрощенной формуле: если человек против войны, то помогает украинцам, а если за – то не помогает. При этом нивелируется экзистенциальное качество истинно православного человека, истинно русского человека.
А именно то, что русские не бьют лежачих, не вымещают свою боль и злость на женах и детях вражеских солдат, не издеваются над пленными. Именно это качество, а не отношение к конкретной войне, подвигает православных помогать украинцам, бежавшим из зоны боевых действий. Baltnews писал, что это вовсе не значит, что прихожане в глубине души однозначно против денацификации Украины, что прихожане в глубине души не согласны с благословением патриарха Кирилла россиян на защиту Родины и Русского мира от неонацистов.
То же касается и того факта, что беженцы с востока Украины приходят в православные храмы Московского патриархата в Эстонии. То есть они приходят не потому, что митрополит против войны или прихожане ругают Россию, а потому, что православные и в этих храмах гонений и политически окрашенных распрей не будет.
Следует признать, что в случае с ультиматумом митрополиту Евгению неглубокое понимание сути православия и особенностей русского менталитета, русской души сыграло на руку. Эстонские СМИ сообщили, что ответ главы РПЦ в Эстонии удовлетворил МВД Эстонии. "Этим ответом Эстонская православная церковь дистанцируется от слов патриарха Кирилла, который, по сути, благословил агрессию и заявил, что [президент России Владимир] Путин святее всех святых, а война против Украины – это священная война. Я очень рад, наши ожидания от церкви оправдались", – заявил глава МВД Ляэнеметс.
Министр, как обычно позволяют себе эстонские политики, солгал. Владимира Путина в святые никто не производил, и Россия не ведет войну против Украины и ее народа. Россия уничтожает нацистов, преступный режим, поддерживаемый коллективным Западом на украинской земле. А это не одно и то же. Но, как правило, такие тонкости эстонские власти намеренно игнорируют.
Точка компромисса
Ляэнеметс отметил: "Мы потребовали от церкви ответа, но на самом деле, конечно, так отношения строиться не должны. Но если посмотреть, что произошло в мире сразу после этого выступления патриарха Кирилла, в том числе, например, в Финляндии, как повели себя финские руководители православной церкви, то они сразу осудили эти слова Кирилла. А в Эстонии этого не произошло. Поэтому мы в итоге были вынуждены послать такой запрос, поскольку нам нужна была ясность – считает ли действующая в Эстонии церковь, что война России в Украине оправданна, что нападение России оправданно – или Эстонская православная церковь так не считает. Узнать это было нашим единственным желанием. Мы хотели услышать эту позицию четко и конкретно".
Итак, МВД Эстонии удовлетворено, и министр Ляэнеметс заверил, что виду на жительство митрополита Евгения больше ничто не угрожает.
Под конец своего заявления министр подчеркнул, что его радует тот факт, что "в Эстонии не занимаются разжиганием войны, что религиозные организации этого не поддерживают". Было бы странно ожидать от православных священнослужителей призывов к войне, разжигания конфликта. Во все времена именно православные церкви становились местом отдохновения страждущих и обездоленных, независимо от их национальности, политических взглядов и конфессий.
Еще во времена наполеоновских войн, обеих мировых войн известны случаи, когда православные священнослужители спасали и выхаживали даже раненых вражеской армии – не потому, что поддерживали политику врага, а потому, что помощь нужна была человеческому существу.
Но это уже слишком глубокие материи для моралистов коллективного Запада и его "послушников".