Власти Эстонии явно не входят в число тех правительств и международных политических сил, которые хотят как можно скорее остановить военные действия на Украине и усадить Киев за стол мирных переговоров. Комментарии и публикации эстонских политиков и проправительственных политологов свидетельствуют о том, что руководство страны пока еще "витает в облаках", лишь начиная понимать, очевидно, сути перемен настроений Европы и мира в целом.
Про витание в облаках – это, естественно, не всерьез. Во всяком случае, если иметь в виду внутриполитическую жизнь маленькой страны, то эстонские политики действуют и выступают, придерживаясь очень прагматичных позиций, поскольку большинство из них озабочено сегодня лишь тем, как выиграть предстоящие в марте парламентские выборы. И, надо думать, никто из них не станет возражать накануне праздников против объявления традиционного Рождественского мира. Который на этот раз будет, очевидно, подпорчен ощущениями лицемерности разговоров о мире.
Во внешней политике Таллин пока еще считает правильным и допустимым пропагандировать войну, критиковать, например, высказывания президента Франции Макрона и ряда других лидеров, призывающих к мирным переговорам по Украине, к формированию новой системы европейской безопасности, в которой будут учтены интересы России.
Странно слышать, что глава эстонского правительства и ее министры, власти ряда других восточных стран Евросоюза, уже прозванные "ястребами" даже в ярко выраженно антироссийских политических кругах и средствах массовой информации Европы и США, продолжают выступать за войну и против мира. Причем не против мирных переговоров "на условиях Москвы", а в принципе против прекращения военных действий.
Иначе трудно объяснить изречения местных политиков и проправительственных политологов (а других у Эстонии не осталось), продолжающих, хотя и с заметно меньшей энергией, распространять, мягко говоря, нереалистичные и даже слегка ненормальные фантазии о "войне до победного конца", о "победе Украины", "скором поражении и расколе России", о вступлении Украины в НАТО.
Хотя действующие эстонские военные и их министр Ханно Певкур, надо отдать ему должное, воздерживаются от неосмотрительных и непрофессиональных оценок, в том числе и оценок потенциала российских вооруженных сил, пропагандистская "атмосфера" в стране остается нездорово воинственной. О необходимости стремиться к миру, к дипломатическому разрешению "украинского кризиса" практически никто не говорит. Более того, Таллин, похоже, по-прежнему пытается поучаствовать в процессе обострения ситуации, доведения ее до крайне опасного уровня напряженности.
Перемены в настроениях вызваны предощущением краха
Показательна, например, та поддержка, которую Эстония и другие прибалтийские республики оказали недавнему предложению их лидера, Польши, разместить на Украине, близ ее границы с Польшей, американские зенитно-ракетные комплексы Patriot. Якобы для защиты воздушного пространства стран НАТО.
Власти Эстонии, так же, как и лидеры других высказавшихся в поддержку этой идеи государств, конечно же знают, что эти системы обслуживаются только американскими военными специалистами и их доверенными коллегами-союзниками по блоку. А значит Варшава и ее прибалтийская свита по сути дела пытались подтолкнуть военный блок к тому, чтобы сбивать российские боевые самолеты, то есть принять непосредственное участие в военных действиях, провоцируя прямое столкновение ядерных держав. И получили, естественно, отказ из Вашингтона и Берлина (которому эти системы Patriot принадлежат), но добились своей цели, состоявшей очевидно, в том, чтобы "потрепать всем нервы", повысить градус напряженности и в очередной раз ущемить авторитет Берлина.
Вашингтон, который военную ситуацию оценивает, конечно, достаточно здраво и уже достиг практически всех своих целей и извлек все возможные выгоды из украинского кризиса, потихоньку оказывает давление на Киев, побуждая его просить перемирия и переговоров пока еще есть, о чем торговаться. А президент Макрон после встречи с президентом Джо Байденом вновь заговорил о необходимости прекращения военных действий дипломатическим путем, а также о том, что россияне правы в своем требовании предоставить им гарантии безопасности.
Западные столицы, намного более, чем восточноевропейские, искушенные в решении опасных внешнеполитических проблем и намного более информированные о реальной ситуации на Украине и возможных сценариях дальнейшего развития событий, все настойчивее говорят о необходимости мирных переговоров, компромиссов и уступок.
Тем временем Таллин ведет совершенно иные разговоры, пока в полной мере не ощущая, очевидно, перемены настроений в "сердце коллективного Запада". Прежде он позволял себе критиковать действия Макрона и канцлера Олафа Шольца, пытавшихся участвовать в прекращении военных действий и настаивавших на продолжении диалога с президентом Владимиром Путиным. Но в последние дни и недели разглагольствования местных "ястребов" звучат в очевидном диссонансе с голосами, все громче призывающими Киев сесть за стол переговоров. Другой вопрос, насколько искренни эти голоса и насколько их обладатели в действительности хотят мира с Россией. И в какой мере эти призывы стимулирует предощущение краха.
Позиция у Таллина своеобразная – туманная, плавающая
Тем временем штатный правительственный политолог, руководитель Института внешней политики Эстонии Кристи Райк – вот, у страны даже институт специальный имеется, чтобы помогать премьеру и министру иностранных дел формировать реалистичную позицию – говорит о том, что "слова президента Франции Эммануэля Макрона о гарантиях безопасности России" вызывают беспокойство.
Очевидно, Райк выражает мнение эстонского руководства, которое предпочло воздержаться от комментирования идей Макрона. Так что судить о точке зрения официального Таллина приходится по словам главы института внешней политики. Получается, что эстонская столица волнуется о том, какими будут архитектура европейской безопасности и роль России, "когда однажды закончится война России против Украины". О "расколе России" и "победе Украины" речь, похоже, уже не идет, возможный исход военных действий обойден посредством дипломатичного умолчания.
Страны Центральной и Восточной Европы, а также Северной Европы склонны доверять США, а не Франции, как полагает Райк. Но в чем именно они склонны доверять и как в Таллине понимается позиция Вашингтона, глава института не уточняет.
"Я думаю, что Россия в очередной раз получила сигнал о том, что Запад не очень един в отношении России и что лидеры Западной Европы готовы в будущем вести переговоры на основе требований России или хотят учитывать требования России. Конечно, это очень желанный сигнал для Кремля", – резюмировала Кристи Райк.
Что и говорить, дерзкий вывод (это сарказм), результат умствований целого Института внешней политики Эстонии: "Запад не очень един".
В общем и целом из всего сказанного можно сделать лишь тот неоригинальный вывод, что Таллин не поддерживает Макрона и вроде как намерен выполнять рекомендации США. Позиция которых в отношении сроков и итогов прекращения военных действий на Украине сейчас не очень ясна, но она не совпадает с позицией Польши, к миру на Украине явно не стремящейся, а напротив, пытающейся обострить противостояние. Но до сих пор эстонское правительство следовало, так сказать, в кильватере Варшавы, поддерживая ее воинственные инициативы. Ясно, что ничего не ясно. Кроме того, что Таллин в очевидном затруднении по причине непонимания происходящего.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.