Во вторник, 10 января, эстонские СМИ рассказали о признаках наметившегося противостояния в стране по вопросу антисемитизма. А именно, Совет Эстонской еврейской общины выразил глубокую озабоченность по поводу назначения политика из Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) Руубена Каалепа членом Совета Фонда интеграции в связи с антисемитскими взглядами оного.
Консерватор Руубен Каалеп накануне заявил публично, что его миссия в Совете фонда заключается в сохранении эстонства: "Программа интеграции последних 30 лет заблуждается в своих принципах. Вместо эстофилов и почитателей эстонской национальной культуры воспитываются граждане одной европейской страны, ориентирующиеся на демократические ценности, но игнорирующие тот факт, что эстонское государство было создано на самоопределении эстонцев".
Эстонские евреи в таком высказывании консерватора увидели угрозу для своей общины.
В итоге председатель правления Эстонской еврейской общины Алла Якобсон написала письмо министру культуры Эстонии Пирет Хартман, в котором обозначила важность для еврейской общины деятельности Фонда интеграции, помогающего сохранить национальную идентичность и обеспечить ее связь с эстонской культурой, а также развивать Эстонию как разнообразную и многонациональную страну.
"В связи с этим мы считаем, что назначение в совет человека, публично выражающего свои националистические, в том числе антисемитские взгляды, нецелесообразно, не соответствует целям фонда и является неверным сигналом для нашего общества", – заключила Алла Якобсон.
Ранее министр культуры Пирет Хартман из партии социал-демократов отозвала Хайди Уусталу и Андруса Тамме из правления Фонда интеграции и назначила Георга Мянника, Генри Касело и Руубена Каалепа новыми членами на трехлетний срок. Министерство культуры обосновало назначение Руубена Каалепа в Совет фонда тем, что в этом органе должны быть представители всех парламентских партий.
Примечательно, что о других национальных общинах речи не идет вообще. При этом эстонские евреи в Эстонии чувствуют себя вполне вольготно, чего не скажешь о русскоязычных эстоноземельцах, тем более о русских. Ущемление их прав начинается с многолетнего уничижения процесса обучения на родном языке, прав сохранять свою национальную культуру и связь с исконной родиной.
Такие же негативные тенденции многократно отмечаются на рынке труда, где русские работники только из-за своей национальности оказываются неугодными для многих работодателей или в лучшем случае кандидатами на работу с заведомо более низкой оплатой труда, чем у представителей титульной нации.