Правительство Эстонии запрашивает у парламента мандат на увеличение количества военнослужащих страны в Ираке с пяти до более чем сотни человек. О причинах такого радикального наращивания присутствия эстонских солдат в горячем регионе не сообщается. На эту новость в местных средствах массовой информации мало кто обратил внимание в нынешней ситуации всеобщей обеспокоенности экономическими трудностями и страхов перед растущей угрозой военного столкновения НАТО с Россией.
Детали поначалу не сообщались, новость из Таллина содержала лишь информацию о том, что кабинет министров, которому осталось занимать свои кресла около месяца, одобрил предложение министра обороны Ханно Певкура запросить у парламента разрешение расширить военную миссию страны в Ираке, где продолжается международная контртеррористическая операция "Непоколебимая решимость" во главе с США. Предполагается, что коалиционные силы добивают в давно воюющей стране, где сталкиваются интересы суннитов, шиитов и курдов, остатки боевиков террористической организации "Исламское государство"*.
По оценке Министерства обороны страны, как сообщалось, "увеличив свой вклад в возглавляемую США международную операцию, Эстония укрепит фундамент своей безопасности, усилив союзнические отношения с США, Великобританией и Францией". А кроме того, эстонцы якобы "напрямую поспособствуют безопасности Ирака, стабильности на Ближнем Востоке и борьбе с терроризмом".
И все это, естественно, не более чем обычные бессмысленные декларации, которыми принято украшать решения об отправке солдат на деньги налогоплательщиков в далекие горячие точки, где им предстоит рисковать жизнью не за безопасность собственной страны, а за интересы крупных союзных государств. Единственное, чему можно верить в заявлениях Таллина, – так это тому, что эстонским военнослужащим, вероятнее всего, действительно придется схватиться с боевиками. Положение коалиции государств НАТО в Ираке становится сложным, напряжение нарастает в то время как нужда в местной нефти и газе радикально выросла после введения антироссийских санкций.
Количество направляемых солдат говорит о том, что им предстоит участвовать в военных действиях, а не тренировать иракскую армию, как это делала предыдущая военная миссия Эстонии. Выступивший позднее с разъяснениями в средствах массовой информации заместитель начальника генерального штаба Сил обороны полковник Март Вендла сказал, что эстонские военнослужащие в основном будут охранять военные базы и сопровождать конвои. Он заявил также, что "предложение" расширить участие Эстонии в миссии в Ираке поступило от США, но не пояснил, чем была вызвана эта "просьба" американцев. Возможно, эстонцы должны отчасти заменить испанских солдат, которые ранее решением Мадрида были отозваны из иракской миссии, или же сами США, сократив свое военное присутствие в Ираке, "воодушевили" местных террористов и вызвали эскалацию напряженности.
У Ирака есть нефть и газ, но нет мира и стабильности
В январском интервью The Wall Street Journal премьер-министр Ирака Мухаммед ас-Судани заявлял, что власти страны рассчитывают на иностранную помощь, в частности со стороны США**, и потому не хотят вывода американских войск. По его словам, в боевых подразделениях нет необходимости, но необходима помощь в разведке и обучении иракских военных, так как "для ликвидации ИГИЛ* необходимо еще некоторое время". В начале 2021 года Пентагон говорил о том, что свернет свою миссию в Ираке, американские военные покинули военные базы "Харир", "Айн-аль-Асад" и "Аль-Каим". Но Эстония по просьбе Вашингтона отправляет в Ирак именно боевые подразделения.
Война против ИГИЛ* в значительной степени завершена, как заверил эстонскую общественность полковник Вендла, но нельзя "терять бдительность и следует продолжать охранять ряд объектов". Высокопоставленный офицер противоречит сам себе и фактам. Следует задаться вопросом о том, что если боевые действия завершаются, то по каким причинам возникла нужда в дополнительной охране конвоев. И зачем вообще необходимы конвои, если боевые действия в стране практически сошли на нет.
Кроме того, поступающие из Ирака тревожные новости заставляют усомниться в том, что солдатам эстонской миссии там ничего не угрожает. Осенью прошлого года армии Турции и Ирана проводили массированные бомбардировки районов Иракского Курдистана, где базируются курдские боевики. Уже в январе сообщалось, что трое иракских военных погибли и еще двое ранены при детонации взрывного устройства в городе Хавиджа, расположенном в провинции Киркук на севере страны. То есть террористы не только нападают на конвои с грузами, но и атакуют армию прямо в городах.
Информационные агентства писали также, что в двадцатых числах января ВВС Ирака нанесли авиаудар к востоку от провинции Салах-эд-Дин на границе с Иракским Курдистаном, на севере страны, по укрытию террористов, уничтожив более десятка боевиков и склад оружия. Все эти новости не дают оснований считать, что вооруженный конфликт в Ираке "в значительной степени завершен". Более того, по мнению ряда экспертов, деятельность террористов и противоборствующих религиозных, этнических группировок может усилиться.
Что очень некстати для США и Евросоюза, рассчитывающих на увеличение поставок нефти и газа из Ирака. Премьер-министр страны Мухаммед ас-Судани недавно посетил Берлин по приглашению правительства Германии, где его уверили в том, что немцы намерены развивать энергетическое сотрудничество с Ираком. Об этом заявлял канцлер Олаф Шольц в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров.
"Ирак был бы для нас крайне желанным партнером для сотрудничества в области импорта газа и нефти", – говорил глава германского правительства. По словам Шольца, Германия также могла бы стать газовым хабом и реэкспортировать "голубое топливо" из Ирака в другие европейские страны. "Мы не хотим снова оказаться в зависимости от отдельных экспортеров газа, как это было раньше с Россией", – отметил канцлер. "У нас амбициозные планы по эффективному использованию попутного нефтяного газа, мы указали на наши возможности и пригласили немецкие компании к инвестированию в этот сектор", – заявил со своей стороны Мухаммед ас-Судани.
Похоже, что эстонским солдатам предстоит рисковать жизнями за интересы Германии и США, за поставки нефти и газа, а не ради "укрепления фундамента безопасности" самой Эстонии.
* Исламское государство, ИГИЛ – террористическая организация, запрещена в ЕС, США и РФ
** Американские военные присутствовали в Ираке с небольшим перерывом начиная с 2003 года: тогда США вторглись в страну с целью свергнуть правительство Саддама Хусейна под ложным предлогом наличия у него оружия массового поражения. Войска США находились в Ираке восемь лет и были выведены в 2011 году, но после того, как в Сирии началась гражданская война и на Ближнем Востоке набрал силу ИГИЛ*, администрация Барака Обамы с согласия местных властей развернула там дополнительный контингент.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.