Некомпетентность, нехватка, нежелание: почему в Эстонии дефицит педагогов

До 2030 года школы Эстонии должны полностью перейти на обучение на государственном языке. Однако существует проблема – не хватает учителей.

Власти Эстонии утвердили план действий по переходу на обучение на государственном языке. Согласно нормативно-правовому акту, процесс начнется в 2024–2025 учебном году в детских садах, а также в школах с первого по четвертый класс. Полностью перейти к процессу преподавания на эстонском языке необходимо к 2032–2033 учебному году.

Однако такое нововведение и непрекращающийся поток беженцев с Украины лишь усугубляет проблему поиска преподавателей языка. К такому выводу пришли эксперты аналитического центра "Форсайт". Директор организации Теа Данилов заявила, что положение учителей в Эстонии волновало в основном из-за низких зарплат, но сегодняшние условия выявляют и другие вопросы.

"Будущее профессии учителя зависит от того, как мы говорим о ней, какова рабочая культура и климат внутри класса и каковы растущие ожидания родителей и общества к педагогам", – сказала она.

По словам Данилов, центр анализирует текущие тенденции в сфере образования, положение учащихся и учителей. Аналитики же намечают возможные сценарии решения проблем. В дополнение к этому они сосредоточатся на перспективах региональной политики, исходя из необходимости реорганизации школьной сети Эстонии на основе количества детей и размещения населения.

Что касается желания студентов стать учителями, то, по мнению аналитика Энели Киндсико, молодое поколение по-другому рассматривает рынок труда: "Сегодня распространена частая смена работы и карьерного пути. Люди ожидают более гибкие рабочие отношения. В связи с этим возникает вопрос, как обеспечить стабильное будущее профессии учителя, когда новые поколения педагогов меняют работу чаще, чем старшие, а подработка штурмом захватила рынок труда".

Кроме того, повседневная работа учителя в классе становится все более сложной, поэтому молодые педагоги часть уходят из школы. "Атмосфера в классе, проблемы с дисциплиной учеников и чрезмерно критические родители влияют на учителей, остающихся в школах. Также работа учителей в одном коллективе ставит задачи объединиться и вместе находить пути решения проблем", – дополнила Энели Киндсико.

По данным "Форсайта", профессия учителя в Эстонии стала самой низкооплачиваемой среди стран-членов ОЭСР. Кроме того, средний возраст эстонских педагогов – 53 года – стал одним из самых высоких.

В сегодняшних условиях им необходимо уметь пользоваться цифровыми технологиями. Однако только каждый третий педагог чувствует себя достаточно компетентным в этой сфере. Более того, зачастую ученики более технически грамотны, чем учителя.

Ранее президент Эстонии Алар Карис сказал, что для перехода русских школ на эстонский язык обучения в первую очередь необходимо решить вопрос нехватки учителей. "Объявить сегодня, что завтра все будет на эстонском, невозможно. Нужно продумать подготовку учителей, и это касается не только русскоязычных школ, но и учителей любых школ вообще", – отметил он.

Таким образом, прорисовываются очертания кадрового кризиса в системе образования страны. Власти не могут привлечь молодежь в школы, так как не создают достойных условий труда. С другой стороны, поколение возрастных преподавателей не успевает адаптироваться к актуальным запросам времени.