Ради Каллас, или грязные игры в Еврокомиссии: вслед за EKRE "раскрыли" и основателя Isamaa

© AFP 2024/ KENZO TRIBOUILLARD

Тема: Выборы в Рийгикогу 2023 года

Чтобы понять, почему почитаемое в Эстонии издание Politico вдруг взялось перед парламентскими выборами за эстонских националистов, следует вспомнить, кому оно принадлежит.

Информационная атака против партии национал-консерваторов Эстонии EKRE, обвиненных в связях с Россией, была лишь частью более масштабного удара по эстонскому политическому истеблишменту.

Очередная антиэстонская публикация в авторитетном издании Politico, формально принадлежащем немецкому концерну, который в свою очередь подконтролен американскому инвестиционному фонду, направлена против представителя еще одной националистической партии Эстонии. Фактически обвинен во взяточничестве генеральный директор генерального директората транспорта Еврокомиссии Хенрик Хололей, известный тем, что был одним из основателей партии "Отечество", состоящей в правящей коалиции.

Глава генерального директората Еврокомиссии по делам транспорта Хенрик Хололей, как утверждает Politico, избежал ответственности за предполагаемую небескорыстную помощь Катару в заключении с Брюсселем соглашения "Открытое небо", которое открыло для катарских авиакомпаний европейский рынок пассажирских перевозок.

Газета утверждает, что высокопоставленный чиновник и по совместительству хорошо известный в Эстонии политик несколько раз летал в Катар бизнес-классом на средства правительства эмирата и что это якобы повлияло на принятие Брюсселем выгодного для Дохи решения.

Издание подробно расписывает, сколько раз и на какие средства Хололей, начиная с 2017 года, летал рейсами Qatar Airways, и дает понять, что глава генерального директората может быть частью коррупционного скандала, разразившегося в минувшем году после разоблачения ряда высокопоставленных лиц Брюсселя и депутатов Европарламента, принимавших мзду от представителей Катара и Марокко ради продвижения в Брюсселе интересов этих стран.

Еврокомиссия в ответ на запросы Politico отвечает, что поездки Хололея за счет принимающей страны в данном случае не противоречат антикоррупционным правилам, установленным для чиновников Евросоюза. Бесплатные билеты в страну, обвиненную в подкупе европейских чиновников и политиков, – это все, что предъявлено Хололею. Но интересно не столько то, что во взяточничестве публично, хотя и не очень убедительно, обвинен высокопоставленный чиновник Еврокомиссии, сколько его национальность и партийная принадлежность.

Чуть ранее та же Politico опубликовала материал, в котором со ссылкой на местные источники обвинила националистов из эстонской партии EKRE в связях с Кремлем.

Хенрик Хололей, ставший вторым за весьма короткий срок эстонцем, удостоившимся разоблачений в Politico, был одним из основателей политической партии Isamaa ("Отечество") и по-прежнему остается одним из самых мощных активов националистической партии, пока еще входящей в правящую коалицию.

Пристальное и крайне неприятное внимание европейской прессы, очевидно, направлено именно против националистов, представлявших некоторую угрозу позициям лидера правящей коалиции, Партии реформ. Стоит отметить, что ее лидер – премьер-министр Кая Каллас – обласкана в Politico, неоднократно публиковавшей интервью с ней и ссылавшейся на ее мнение.

Выбор целей для разоблачений

Что касается очернения EKRE, то этот скандал громко прозвучал только в самой Эстонии, в Евросоюзе его, возможно, и вовсе не заметили.

Ситуация с Хололеем совсем иная. Одно дело – некая политическая партия, никому на самом деле в Европе неинтересная (во всяком случае до тех пор, когда вдруг не выиграет выборы), и совсем другое дело – фигура такого значения, как генеральный директор одного из ключевых генеральных директоратов Еврокомиссии.

Хололей занимает этот пост уже семь лет, за которые, несомненно, приобрел немалый вес в Брюсселе, имея возможность влиять на распределение средств по транспортным программам, на финансирование отдельных транспортных проектов (включая, например, проект Rail Baltica), на отраслевые переговоры и на процесс заключения контрактов.

Формальные руководители директоратов, комиссары, меняются, а генеральные директора – нет, и на должности они назначаются не в соответствии с политическими соглашениями между союзными странами, как комиссары, а из числа профессионалов управленцев на основании персонального и очень жесткого конкурса.

Конечно, представителям стран-новичков альянса в свое время были сделаны поблажки в части опыта и владения языками, так как в соответствии с соглашениями о присоединении восточноевропейские столицы должны были получить некоторое количество постов руководителей генеральных директоратов, то есть высших постов в системе исполнительной власти Евросоюза. Глава генерального директората – человек практически неприкосновенный, очень обеспеченный и чрезвычайно влиятельный.

Чтобы представить себе возможности, власть и связи генерального директора генерального директората Еврокомиссии, да еще и в настолько "нажористой" сфере экономики, как транспорт, достаточно вспомнить, например, сетования ныне уже отставного комиссара Гюнтера Оттингера. Который говорил в свое время, что реальной властью в Еврокомиссии на самом деле обладают только главы генеральных директоратов, сами решающие, выполнять ли им руководящие указания комиссаров, как их выполнять и когда. Так что удар Politico (не смертельный, но чувствительный) по Хололею – это еще и удар по Еврокомиссии, не говоря уж о Таллине и его националистических партиях.

Было бы крайне наивно счесть простым совпадением по времени тот факт, что столь неприятные для Таллина публикации последовали как раз накануне парламентских выборов. Логичнее предположить, что кто-то посредством Politico счел необходимым вмешаться во внутренние дела Эстонии и "перетрясти" внутриполитический расклад сил, за одно щелкнув по носу и Брюссель.

Нет никаких сомнений, что такие публикации, подразумевающие международный скандал, должны были быть одобрены владельцами издания (что бы там его журналисты не кричали насчет свободы слова). Так что выбирать авторов атаки следует с учетом круга собственников.

Politico принадлежит крупнейшему немецкому издательскому концерну Axel Springer Group, а тот в свою очередь подконтролен американскому инвестиционному фонду KKR. Так что идеологов антиэстонской инициативы, больно стукнувшей по местным националистам и политическому истеблишменту, следует искать в Берлине и в Вашингтоне.

А что уж они там себе думали, затевая такую интригу, сложно судить без дополнительной информации. Может быть и в самом деле решили помочь премьеру Кае Каллас выиграть парламентские выборы, или же лично Хололей кому-то не угодил, а может – сочли, что настала пора напомнить Таллину, за кем в конечном счете остается последнее слово.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.