На этой неделе эстонские СМИ опубликовали мнение местного политолога из Института социальных наук ТЛУ Тыниса Саартса о некоторых моментах в коалиционном договоре, которые таят в себе опасность для правительства. Саартс считает, что не налоги, а права меньшинств являются самыми главными опасностями подписанного в начале месяца коалиционного договора.
И от того, насколько популярно новому правительству Эстонии "удастся объяснить обществу идею равенства брака" и "убедить наших иноязычных соотечественников в том, что приостановка права голоса российских граждан неизбежно необходима", зависит и перспектива новой коалиции, и "спокойствие эстонского общества в целом". По мнению политолога, указанные моменты куда важнее повышения налогов, о чем так много пишут и говорят.
"Кто-нибудь помнит, какое из предыдущих правительств повысило налоги в Эстонии? Это было второе правительство Андруса Ансипа, во времена экономического кризиса в конце 2000-х годов, когда налог с оборота повысился с 18 до 20%. Наказали ли его за это избиратели на следующих выборах? Нет! В 2011 году Партия реформ получила даже больше голосов, чем в 2007 году", – напомнил политолог.
И указал, что два последних десятилетия окрашены повышенным вниманием, в контексте эстонских выборов, к российской проблематике и исходящей от России угрозы: "Именно поэтому, вероятно, офис Партии реформ не особо обеспокоен нынешним возмущением по поводу повышения налогов: на выборах 2027 года актуальными будут уже другие вопросы, и, скорее всего, решающей снова станет "русская карта", а не экономика и налоги".
Политолог подчеркнул, что при этом "эстонский избиратель не так равнодушен, когда речь заходит о правах меньшинств", – этот вопрос трогает в первую очередь консервативную часть общества. Саартс припомнил, что нечто подобное наблюдалось в 2014 году с законом о совместном проживании и с запланированным на 2021 год референдумом о браке – "резкая поляризация, частые акции протеста и бескомпромиссная обструкция в Рийгикогу".
Эстонские консерваторы на этом фоне, без сомнения, станут на время очень популярными, но, как считает политолог, им не удастся сохранить актуальность темы сексуальных меньшинств до следующих парламентских выборов, а также "сделать референдум об отмене равенства брака главным вопросом выборов": "К 2027 году у большинства эстонских избирателей, вероятно, будут более повседневные и экзистенциальные заботы, чем вопрос о том, кто на ком женится или с кем сожительствует".
"Однако тема равенства брака может начать подрывать единство самой коалиции. Многие, наверно, помнят, как Партия реформ, борясь за Закон о совместном проживании, в какой-то момент испугалась возмущения консервативного большинства: хотя формально они голосовали за закон, реформисты, по сути, бросили соцдемов на поле боя одних и попытались сделать вид, что вся эта затея в целом не была их идеей и что и у них в партии есть консервативно настроенные люди", – напомнил политолог.
И продолжил, что, скорее всего, "реформисты в зале Рийгикогу хоть и поддержат равенство брака, но пытаются дать понять общественности, что они скорее выступали за принятие прикладных актов и поддерживают однополые браки исключительно ради сохранения коалиции": "Если это действительно произойдет, то как соцдемы и Eesti 200 отнесутся к такому выдергиванию половины ковра из-под ног?".
Что же касается приостановки права граждан России и Белоруссии голосовать на муниципальных выборах, то тут еще больше опасности.
"Ключевой вопрос заключается в том, как на это отреагирует русскоязычное меньшинство в целом: сочтет ли оно, что временная приостановка – не лучшее решение, но все же понятный шаг в данной ситуации, или, напротив, почувствует, что с отменой всего, что связано с Россией, зашли слишком далеко, и прозвучит призыв "Наших бьют!" – пояснил политолог.
Во втором случае, считает Саартс, "действующее правительство сделает лучший подарок движению KOOS и Айво Петерсону": "Если русскоязычные граждане Эстонии поймут, что грань перешагнули, то они уже из чувства протеста начнут голосовать за прокремлевские силы. Другими словами, пытаясь отвоевать Нарву, правительство фактически ее упустит".
Таким образом, осенью 2025 года произойдут или протестные, или обычные выборы, что будет зависеть "во многом от коммуникативных навыков правительства".
"Если снова выступят с аналогией, мол, и для заключенных приостанавливают право голоса, да и вообще мы не можем быть уверены в лояльности русских, то, образно говоря, Нарва, вероятно, будет упущена. Если, однако, удастся объяснить этот вопрос по-взрослому, понимая возмущение некоторых людей, то на избирательную кампанию в Ида-Вирумаа и Ласнамяэ это нежелательного влияния не окажет", – пояснил Саартс.
По его мнению, судьбу нового правительства и спокойствие общества в Эстонии определят не налоги, а отношение правящих партий к правам меньшинств.