Во вторник, 7 марта, эстонские СМИ опубликовали интервью с Айво Петерсоном, собравшим новую политическую силу в Эстонии – движение "Вместе" (Koos). Как отметили журналисты, Петерсон стал "магнитом для голосования в Ида-Вирумаа, который распространял кремлевские тезисы с территорий Украины, оккупированных Россией во время предвыборной кампании, его поездка была оплачена организацией, действующей в России".
По данным редакции ERR, Айво Петерсон прибыл в Эстонию днем 6 марта, был задержан на границе, где прошел долгий допрос у пограничников, после чего его впустили в страну.
Айво Петерсон с начала СВО на Украине распространял в социальных сетях информацию о том, что российская армия необычайно сильна, что Эстония должна ладить с восточным соседом, что Запад не должен помогать Украине. Также отмечается, что Петерсон опоздал с созданием партии перед выборами в Рийгикогу, и поэтому его движение "Вместе" вошло в список Объединенной левой партии Эстонии, которая является преемницей Коммунистической партии Эстонии (ЭКП).
На прошедших выборах левая партия получила голоса 14 605 избирателей, или 2,4% всех голосов, и около 4000 человек из Ида-Вирумаа на выборах все еще думали, что Айво Петерсон может представлять их в Рийгикогу. При этом Айво Петерсон дни выборов провел в Донбассе, и большинство снятых там видеороликов несут в себе посыл о том, что с Россией нельзя связываться, "не упоминается ни одно из тысяч преступлений, совершенных российскими войсками", пишут эстонские СМИ.
Результат, полученный на выборах, означает, что движение "Вместе" имеет право на государственное постоянное финансирование в размере 30 000 евро в год.
Эстонские журналисты, в частности, изо всех сил пытались своими вопросами о финансировании поездки Петерсона в Донбасс вытянуть некий состав преступления, ведь организация, покрывшая расходы, действует в России. На что Айво Петерсон спокойно объяснил, что уже "побывал во многих местах в России и на многих ток-шоу и дискутировал с разными политологами", и потому считает, что обладает "сильным видением того, что на самом деле происходит", в числе прочего, на Украине.
Что же касается поездки в Донбасс, Петерсон рассказал, что исследовал в Интернете, какие благотворительные фонды перемещаются между Донбассом и Россией (целый большой список), выбрал, написал и поехал: "В этот раз с нами тоже была довольно большая делегация. Латыши, литовцы, поляки, то ли были венгры, то ли я так и не понял в итоге. Сербы были". Всю эту команду привезли на место, показали, объяснили, что можно снимать (естественно, нельзя снимать расположение боевых позиций). При этом никто не контролирует, что будут говорить, писать, показывать в эфире.
Задавая вопросы, эстонские журналисты подчеркивали "территории Украины, оккупированные Россией". Айво Петерсон отметил: "Допустим, что с нашей точки зрения они оккупированы, возможно, в том числе и с Украины. Сама Россия считает, что у них есть определенное преимущество в этом регионе".
"В течение четырех дней, что мы были в Донбассе, они раздавали там свою гуманитарную помощь, и у нас была возможность попросить их остановиться тут или там в их машине, которая ехала. Есть, конечно, военные патрули", – рассказал Петерсон. И добавил, что за все время поездки благотворительная организация занималась своими гуманитарными вопросами, обеспечивая своих иностранных попутчиков кровом и провизией. О больших подробностях Петерсон обещал рассказать позже, когда сначала обо всем его расспросят органы безопасности.
При этом Петерсон подчеркнул, что никакие российские спецслужбы с ним не связывались: "Меня ни к чему не принуждали. Мне за это не заплатили. У меня были свои личные ожидания от этой поездки. Мне пришлось пойти в два места, одно я получил, другое я не получил. Я пошел и поговорил, и чисто потому, что я тоже боюсь, что Эстония может вступить в конфликт. Сегодня нам еще пора снова сесть за стол переговоров и провести переговоры".
"Им все равно, как я поехал и почему поехал. Я не пошел туда, чтобы бороться с чем-либо. Еще у меня была гуманитарная цель побывать там и увидеть, что происходит, и передать ощущение того, что там происходит на самом деле, и мне очень хотелось бы надеяться, что в Эстонии этого никогда не произойдет", – рассказал Петерсон.
Эстонские журналисты задали вопрос: "Вы тоже были в разбомбленном Мариупольском оперном театре? Тот, где прятались люди, когда Россия разбомбила его на куски?". И Петерсон подчеркнул, что у местных на этот счет свое мнение, явно отличающееся от мнения прессы.
"Кого вы имеете в виду под местными? Местные – это те, кого России не удалось убить? Они местные пророссийские? Это люди из России?" – спросил журналист.
"Нет, это местные жители, которые там живут. Местные жители, которые продолжают возвращаться. Мариуполь снова зажил спокойно. Туда возвращаются люди, и немало уже вернулось", – ответил Петерсон.
Некоторые в Эстонии, узнав, что Петерсон находится в Донбассе, высказались, что его надо лишить эстонского гражданства. Петерсон на это сказал, что общество в Эстонии "все еще очень больно": "Когда мы боимся одного человека и его мнения, ничего не спрашивая у меня. Если вы просто корите себя перед выборами, это тоже ненормально. Ни один чиновник не может сказать, что я могу быть потенциальным предателем, пока меня не допросят. Если министр внутренних дел говорит, что Петерсон может быть предателем, я говорю: слушай, это очень больное общество".
Лидер "Вместе" отметил, что собирается "пройти весь путь": "Ведь они должны мне доказать, что я каким-то образом нарушил или предал интересы Эстонской Республики. Если в нашем законодательстве прямо не указано, что туда нельзя, то уж простите, я могу ходить, куда душа пожелает".
Журналист спросил: "Что вы видели с точки зрения того, как Россия контролирует этот регион, как они осуществляют свою административную власть в этом регионе?".
"Структура немного напоминает наши девяностые. Есть местные власти, а возможно, и полукриминальные структуры, которые воюют друг с другом. Конечно, российское государство тоже пытается влезть туда. Там вроде каша и капуста. Нам также не позволили приблизиться к нему", – сказал Петерсон.
А на вопрос, каково мнение людей, с которыми говорил Айво Петерсон, о том, "когда Украине удастся освободить эти территории", политик подчеркнул, что люди в такое не верят, более того – "ни метра оттуда не отдадут" Украине.
Что же касается проукраинский части населения Донбасса, по словам Петерсона, "кто хотел, мог уехать, кто не хотел, оставался на месте": "Кто хотел, уехал в Россию, и проверить это не представляется возможным".
Пока неясно, какой дальше будет судьба Айво Петерсона, получившего немалое число голосов избирателей на прошедших парламентских выборах, как спецслужбы в Эстонии станут разбираться с его поездкой в Донбасс, что будет с эстонским гражданством политика.