Наконец в Эстонии увидели брешь в обществе: как голосовали русские

Ида-Вирумаа
© Baltnews

Парламентские выборы в Эстонии показали, что как минимум треть избирателей не разделяют взгляды мейнстримных партий, а потому проголосовали не так, как ожидалось.

В прошедшее воскресенье в Эстонии завершились парламентские выборы, и партии смогли оценить отношение к себе избирателей. Особое внимание привлек русскоязычный северо-восток Эстонии – регион Ида-Вирумаа.

Как отметили эстонские СМИ, особенностью результатов выборов в Ида-Вирумаа является большая доля протестных голосов – треть избирателей поддержали кандидатов, выступавших против перевода школ на эстоноязычное обучение и за сотрудничество с Россией. Выборы выявили противоречия, которые основные политические партии игнорировали в своих предвыборных кампаниях.

Протестные голосования, которые в итоге не привели к мандату, создали ситуацию, когда в Рийгикогу прошли только три представителя от Ида-Вирумаа, а это означает большую потерю для основных политических партий, и особенно для Центристской партии, которая получила в Ида-Вирумаа вдвое меньше голосов, чем на предыдущих выборах.

Ранее Baltnews писал, что попытка сохранить позиции ценой предательства ожиданий своих избирателей может однажды очень подвести партию. Еще осенью прошлого года стало очевидно, что все меньше эстоноземельцев хотят видеть лидера центристов Юри Ратаса своим премьер-министром, и на этом фоне значительно росла популярность консерватора Мартина Хельме, который куда как смелее говорил о национальных интересах.

Наибольшее разочарование народа Центристская партия вызвала тем, что попыталась оправдать действия властей в духе нацистов Германии и защитить бандеровские ценности Киева чисткой собственных рядов. Тогда председатель Центристской партии Юри Ратас осудил слова однопартийца Михаила Стальнухина, который, пользуясь правом свободы слова, достаточно резко, но по существу правдиво, выразил свое мнение в связи с переносом советских памятников.

И вот теперь случилось то, что случилось, – центристы получили для себя минимальное количество голосов.

При этом ведущий кандидат Объединенной левой партии Эстонии в Ида-Вирумаа Айво Петерсон отметил, что его партия собрала голоса буквально с земли: "<...> это собственные проблемы Центристской партии. Мы не забрали, мы просто подобрали то, что они оставили, забрали максимум, что мы могли взять в Ида-Вирумаа".

Отмечается, что, как оказалось, многие политики удивлены количеством людей в Эстонии, выступающих против реформы образования и дружественно настроенных по отношению к России.

Главный редактор ида-вирумааской газеты Эрик Гамзеев сказал в связи с этим: "Конечно, это урок и тревожный звонок для всех эстонских политических партий. Необходимо понимать, что люди, придерживающиеся таких взглядов, живут в Эстонии, они являются гражданами Эстонии. Это эстонская демократия, когда люди могут выражать свои взгляды в выборы. Задача политиков – сделать из этого соответствующие выводы".

При этом мэр Нарвы Катри Райк, которая в свое время старалась не педалировать ситуацию со сносом советских памятников в своем городе и даже пошла на конфронтацию с правительством, заявила, что с выборами на первый план вышла брешь в обществе, которую не хотели замечать в прошлом году: "Разрыв в обществе очень очевиден. Когда мы смотрим на юго-восточную Эстонию и смотрим на Ида-Вирумаа, люди думают по-разному. Пришло время спросить, почему они делают то, что делают, слушать людей, слышать их и двигаться вперед вместе".

А тем временем в Таллине центристы подвели итоги выборов и констатировали, что больше всего проиграли на выборах в Рийгикогу: осталось только 16 мест из бывших 26 в Рийгикогу. Лидер центристов Юри Ратас сказал: "Результат нехороший, результат определенно идет под откос, и, как я уже сказал, партия хорошая, но председатель партии всегда несет ответственность за такие результаты".

В итоге встал вопрос о том, продолжит ли Ратас председательствовать в партии. Пока это решение отложено, но осадок, как говорится, присутствует. Тем более, что соответствующие выводы центристы сделали, но постарались выразиться обтекаемо – Юри Ратас объяснил плохой результат "скудными возможностями для агитации и важностью вопроса безопасности, который оказался сложным для Центристской партии по отношению к своим избирателям".

По словам заместителя председателя политической партии Яны Тоом, голоса, доставшиеся Михаилу Стальнухину, назвавшему эстонское правительство фашистским, и прокремлевское движение "Вместе" выражают протест: "Причина этого в том, что есть много обиженных людей, которые не чувствуют, что их принимают, и которые ищут какую-то отдушину, чтобы послать сигнал. Я очень надеюсь, что теперь этот сигнал туда попадет".

Центрист Айвар Рийсалу сказал, что Центристская партия слишком честна: "Мы потеряли способность лгать. С тех пор, как Центристская партия начала говорить о реальных вещах, как мы видим их в своих программах, мы уступили свое место тем, кто обещает три цента за электричество и нулевой акциз на топливо и национальное государство с низкими налогами. В старые времена, когда мы обещали все это, вплоть до дров, у нас не было проблем".

Центрист, мэр Таллина Михаил Кылварт, набравший из всей партии наибольшее количество голосов – более 14 000, почти вдвое обогнал Юри Ратаса. Кылварт очень сдержанно отреагировал на происходящее: "Сначала надо сделать выводы, а там посмотрим".

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме