О народе хорошо или никак. Какой видят страну будущие премьеры Эстонии

Рийгикогу

Тема: Выборы в Рийгикогу 2023 года

Эстония стоит на пороге парламентских выборов, и политические партии вовсю бьются за голоса избирателей. Кандидаты в премьер-министры Эстонии видят страну по-разному.

В четверг, 2 марта, эстонские СМИ обнародовали результаты предвыборных дебатов лидеров политических партий Эстонии и ожидаемо особо отметили нынешнего премьер-министра Каю Каллас, которая, по решению "непредвзятого" жюри, обошла своих конкурентов.

В ходе дебатов заметно "наезжали" на эстонских национально ориентированных политиков – не обошлось без упоминания скандала вокруг Консервативной народной партии (EKRE) и российской ЧВК "Вагнер". Напомним, недавно издание Politico выпустило исследование, в котором, в частности, речь идет о "неких документах из внутренней сети Евгения Пригожина и источников в США", согласно которым "сеть Пригожина якобы пыталась вмешаться в политическую систему Эстонии в 2019 году, ища возможность поддержать EKRE перед выборами в Европарламент".

В этом материале научный сотрудник Балтийского оборонного колледжа Вильяр Веэбель указал, что сотрудничество с ЧВК "Вагнер" началось, потому что "EKRE хотела радикально противостоять либеральным партиям". В ответ на это эстонские консерваторы потребовали опровержения клеветы и пригрозили авторам и трансляторам расследования судом.

В рамках прошедших дебатов главы ведущих политических партий Эстонии должны были поделиться своими мечтами о том, какой видят свою страну. Показательно, что именно каждый из кандидатов в премьеры вынес на первый план, что для каждого кандидата наиболее значимо, какое место в его мечтах занимают непосредственно эстоноземельцы.

Меньше всего о народе, как оказалось, думает нынешний премьер-министр Кая Каллас, лидер Партии реформ. Судя по ее фразам, главными являются избранные люди Эстонии и имидж государства в мире в векторе глобализации: "Мечтаю об открытой, дружелюбной, умной, инновационной, прозападной Эстонии, которую ценят в Европейском союзе, НАТО и за международными столами, где люди получают хорошее образование, где экономика основана на умных людях и тем самым обеспечивает процветание. И там, где мы действуем более бережно к окружающей среде".

Председатель партии "Отечество" (Isamaa) Хелир-Вальдор Сеэдер, как и положено националисту, нарисовал страну с сугубо эстонской ориентацией: "Сильное и независимое национальное государство в семье европейских народов, цель которого сформулирована в преамбуле Конституции Эстонской Республики, чтобы наш язык и культура существовали вечно".

Предельно кратко, но с тем же вектором, что Сеэдер, сформулировал свою мечту Мартин Хельме, лидер Консервативной EKRE: "Богатое и безопасное национальное государство".

Лаури Ляэнеметс, глава Социал-демократической партии Эстонии, высказался явно шире – в его фразе, пусть и обтекаемо, упоминается простой народ: "Эстония социал-демократов – это общество без проигравших, общество, в котором победителей больше, чем проигравших. Эстония социал-демократов – это Эстония, где можно жить в каждом маленьком месте. Каждая маленькая школа важна, каждая библиотека. Это важно. Эстония социал-демократов – Эстония, дружелюбная к природе. Это не только означает, что мы ценим зеленую энергию, для нас также очень важен экологический баланс".

Председатель партии "Эстония 200" (Eesti 200) Лаури Хуссар произнес слова, уже дающие зыбкую надежду на преодоление национальной и социальной поляризации в обществе: "Я верю в Эстонию счастливых людей. Я верю в Эстонию, которая может устранить все барьеры, мешающие людям развиваться. Я верю в Эстонию, где люди чувствуют, что все возможно".

Председатель Центристской партии Эстонии Юри Ратас, вопреки многолетней практике центристов опираться на русскоязычное население страны, не упомянул свой электорат, но сказал в целом об эстоноземельцах: "Я мечтаю, чтобы Эстония была страной с растущим населением, чтобы продолжительность здоровой жизни не была на десять лет ниже пенсионного возраста, чтобы Эстония была независимой и чтобы наши деревни, наши окраины не оставались пустыми".

Без подчеркнуто национального акцента, а больше в целом о народе, высказалась лидер партии "Правые" (Parempoolsed) Лавли Перлинг: "Правая Эстония – это страна, куда рвутся головные офисы и центры разработки, потому что у нее такая хорошая экономическая среда. Здесь живут люди, которые благодаря этому стали такими же богатыми, как Швейцария. Эстония входит в число 100 лучших в мире стран. Люди процветают, и среди всего этого они смогли сохранить свой язык, свою культуру, и, поскольку у нас есть богатая нация, эта культура преуспевает, и это яркая страна с богатым и мудрым народом".

Напомним, уже 5 марта народ Эстонии проголосует за своих депутатов, и партии приступят к формированию новой правящей коалиции. Какой будет эта сила, еще только предстоит узнать.

Однако, учитывая историю последних трех десятков лет и зависимость маленькой Эстонии от западных союзников, сложно представить, что этой прибалтийской республике удастся вырваться из тисков насаждаемой ей и ее населению роли ярого русофоба на границе с Россией и глашатая воинствующего Запада. И, как последствия этого, вряд ли получится развернуться в сторону процветания и благополучия, пока страна втянута в конфликт, в котором ее положение – не выше исполнительного адъютанта.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме