К концу понедельника, 6 марта, в эстонских СМИ появился вице-председатель Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) Яак Мадисон, который сообщил, что в ближайшие дни его партия примет решение о дальнейших шагах.
Напомним, 5 марта в Эстонии прошли парламентские выборы, по результатам которых выиграла Партия реформ, лидером которой является нынешний премьер-министр Эстонии Кая Каллас. Второе место в этой борьбе заняли консерваторы, но, по решению реформистов, они не вошли ни в один из четырех вариантов коалиции.
По словам Мадисона, сторонники Дональда Трампа штурмовали Капитолий в США после его поражения на президентских выборах, но эстонские консерваторы не могут ожидать такой же страстной реакции от народа Эстонии, потому что темперамент другой.
По словам Мадисона, партия обсуждает с юристами, как можно потребовать от избирательной комиссии проверить электронные голоса, а что произойдет, покажет время. Он не стал называть, каких юристов наняла EKRE, и отметил, что это станет достоянием гласности вскоре после подачи официальных жалоб.
"В конце концов, в демократическом обществе, а также в так называемой либеральной западной демократии основным принципом является то, что результаты выборов и результаты голосования могут быть прочитаны повторно для разъяснения правды, что на самом деле было волей избирателя", – сказал Мадисон.
И добавил, что Эстония была единственной страной в мире за последние 18 лет, где внедрили систему голосования, "при которой подсчет результатов выборов классическим способом просто невозможен". Эстонские консерваторы сомневаются в электронном голосовании, потому что ни одна другая страна западного мира не считает эту систему достаточно безопасной и контролируемой.
При этом "в Эстонии они считают себя центром мира и самыми умными", бросил Мадисон камень в огород своих политических оппонентов: "Конечно, мы настроены скептически, но мы сделаем все возможное, чтобы проверить этот избирательный процесс и выяснить, достоверны ли эти результаты или, может быть, какая-то ошибка в системе".
По словам Мадисона, как узнать правду – "вопрос на миллион долларов", но консерваторы пытаются потребовать все данные журналов и технические нюансы, чтобы найти возможные аномалии и нелогичности. В электронном голосовании явный выигрыш за реформистами, однако по бумажным бюллетеням картина явно другая.
Если разница между бумажным и электронным голосованием настолько велика, это повод бить тревогу, считает Мэдисон, который подчеркивает: "С момента введения электронного голосования всегда побеждала одна политическая партия".
Также Мадисон отметил, что его партия получила второе место. Значит, консерваторы – это "самая крупная оппозиционная партия, которая должна сделать шаг вперед". И первым делом консерваторы намерены самым серьезным образом проверить результаты выборов и подать жалобу.