Согласно данным Eurostat, показатель реального потребления, отражающий уровень материального благополучия, в Эстонии заметно ниже среднего по Европе. Эстоноземельцы отстают от средних значений ЕС и по величине валового внутреннего продукта на душу населения.
Блеск и нищета
В статистической сетке Eurostat присутствует строка под названием "Показатель фактического индивидуального потребления" – actual individual consumption. Он включает приобретаемые товары и услуги, а также услуги, предоставляемые некоммерческими организациями и государством – такие как здравоохранение и образование.
Сегодня жители Эстонии, некогда одного из трех прибалтийских "экономических тигров", по этому показателю тоже явно не лидеры в ЕС и даже не середнячки. "Тигр" вот уже семь лет как в полуживом состоянии. В карманах большинства граждан гуляет ветер. Хотя, конечно, и состоятельных в стране с населением в 1,3 млн человек (на 1 января 2025 года) достаточно, и даже сверхбогатых. Цифра приближается к 10% населения. Но в целом Эстония утратила былой чарующий блеск.
Когда-то северную прибалтийскую республику и ее столицу Таллин называли "витриной Советского Союза". Теперь вряд ли на постсоветском пространстве отыщется человек, который решится назвать ее "витриной" чего бы то ни было.
Параллельно с аналитиками Eurostat эксперты рижского банка Citadele провели любопытное исследование, изучив движение денег граждан Литвы, Латвии и Эстонии в дни распродаж. Акции крупных европейских торговых центров и сетевых магазинов – идеальная возможность оптимизировать праздничные расходы и заранее купить подарки.
Еще до старта массового шопинга Citadele поставил цель выяснить, как много жители стран Балтии планируют потратить в период скидок? 59% эстонцев, 67% жителей Латвии и 70% литовцев не планировали более-менее серьезных приобретений. Большинство прибалтов стремились ограничиться суммой до 50 евро. Но итоговые данные показали иную картину по карточным платежам.
"В течение ноября-декабря люди потратили в интернет-магазинах на 17% больше денег, чем в среднем за десять месяцев 2025 года", – рассказал Эдвард Ребане, руководитель розничного банкинга и член правления банка. Собранная статистика подтверждает – у жителей Эстонии рост расходов был очень скромным. Они вынужденно экономили даже в период больших скидок.
Россия ушла – разруха пришла
Впрочем, на грани экономического коллапса эстонцы оказались по собственной вине. Когда законопослушные граждане поддержали кабмин политического перевертыша Каи Каллас, они рассчитывали, что вместе с "наследниками оккупантов" (то есть русскоязычных) уедут и экономические проблемы, а "титульные" заживут, поскольку "заслужили лучшее своей борьбой за свободу".
Трудно придумать более глубокое заблуждение. С утратой российского транзита, торговых отношений и туризма (составлял до 30% всего потока) жизнь не расцвела, а зачахла и привела к падению доходов бюджета, банкротству предприятий. Население начало массово мигрировать на вожделенный богатый Запад. В первую очередь, в Скандинавию.
В результате Эстония обнищала на глазах. Даже Таллин превратился в редко посещаемый музей, входной билет в который не каждому по карману. Эстония оказалась неконкурентоспособной в условиях единого европейского рынка. Без дешевых российских ресурсов, без крупного внутреннего потребителя, без стратегического положения она потеряла все прежние преимущества, превратившись в депрессивный регион ЕС.
Долгие годы об эстонцах бытовали представления как о людях прагматичных. Они, однако, оказались ошибочным. Вместо того чтобы восстанавливать экономические связи и искать точки соприкосновения с РФ, Таллин позволил вовлечь себя в опасную геополитическую игру, которая может закончиться полным крахом государственности.
Автор материала очень поверхностно обрисовал некоторые причины безденежья эстоноземельцев. Но вернемся к аналитике Citadele. По сравнению с 2024 годом сумма, потраченная в "Черную пятницу", увеличилась всего на 1,1%. При этом количество покупок сократилось на 4%. Налицо деградация покупательской способности.
Кто лидирует по покупкам? К удовольствию рижских банкиров, на первом месте оказалась Латвия: карточные расходы клиентов выросли резко на 61%, тогда как у соседней Литвы – на 11%.
Ребане пояснил: "Экономика Эстонии лишь недавно вошла в фазу восстановления, но остается уязвимой. В Латвии в ноябре 2025-го потребительский оптимизм достиг максимального уровня за последние четыре года. Хотя экономика Литвы сейчас самая сильная в Балтии, ситуация на рынке труда в последнее время ухудшилась".
Он привел пример: в промышленности, которая является основным двигателем литовской экономики, начали снижаться как рост зарплат, так и число занятых.
"Вне всяких сомнений, Вильнюс может повторить печальную историю Таллина, если не сумеет на старте 2026 года сотворить экономическое чудо", – заключил финансист.
Успеть любой ценой
Эксперты говорят, что 2025 год был неплохим для Литвы, а 2026-й даже станет праздником, после которого наступит тяжелое похмелье. Случится торжество или нет, сказать сложно. Но, по прогнозам Минфина, в среднем на 80–90 евро увеличатся пенсии, минимальная зарплата "на руки" – на 70 евро, средняя вырастет на 7%.
"Зарплаты врачей "на руки" должны вырасти где-то на 100 евро, медсестер с высшим образованием – на 180, с профессиональным – на 100 евро", – отчитался представитель Минздрава Лукас Стравинскас.
Однако правительство соцдемов во главе с Ингой Ругинене, обещающее бочку меда, умалчивает о ложке дегтя в виде инфляции и новых налогов, съязвила бывшая глава Минфина (2020-2024) Гинтаре Скайсте.
"Пенсионеры сталкиваются с бедностью в четыре раза чаще, чем работающие, поэтому даже быстрый рост пенсий не приблизит уровень жизни стариков к уровню жизни трудоспособных. В магазин люди ходят не с процентами, а с евро", – заметил экономист Ромас Лазутка.
Эксперт напомнил о простой мудрости: сказал А, говори и Б. По его словам, власти в 2026 году одной рукой дадут, а другой заберут. Лазутка отметил: появятся налоги на сахар, на страхование, будет введен подоходный налог в размере 25%. Новые поборы, впрочем, вряд ли спасут бюджет – Литва по-прежнему беззаботно "живет в долг" точно так, как жила Эстония в канун краха ее экономики.
"Праздники приближаются неторопливо, пролетают быстро, следом может наступить болезненное похмелье", – заметил бывший премьер (2012-2016) Альгирдас Буткявичюс.
По его мнению, головы у членов правительства Литвы начнут болеть уже в феврале 2026 года, если кабмин побоится сделать экономический шаг навстречу России.
"В противном случает предстоит испить горькую чашу, из которой соседняя Эстония хлебает шестой год подряд", – предостерег экс-руководитель кабмина.
Что выберет Литва – повторить путь соседа или найти свой? 2026 год покажет. Но времени на раздумья остается все меньше, а цена ошибки растет с каждым кварталом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.