Несмотря на нестабильную погоду, в Латвии начался вынужденный сбор урожая. Однако лишь малая часть овощей и фруктов на прилавках магазинов произведена местными фермерами.
Поток глобальных новостей заполняет ленты латвийских СМИ, но за этим шумом теряются события, которыми живут простые люди. Казалось бы – что может быть важнее еды? Журналисты тоже питаются по нескольку раз в день, но когда в последний раз кто-то рассказывал публике о реальном положении дел на продовольственном рынке?
А ситуация там, мягко говоря, тревожная. Латвия и раньше не славилась аграрным процветанием, но в этом году положение близко к критическому.
"Катастрофа, а не просто проблема"
Юрис Лаздиньш, председатель правления ассоциации "Крестьянский Сейм", не скрывает остроты момента:
"Ситуация в сельском хозяйстве республики уже не просто трагическая – она катастрофическая".
По его словам, фермеры вынуждены доплачивать за прием урожая:
"Влажность зерна достигает 25–30%, сушка стоит недешево, а собранное не соответствует даже кормовым стандартам – годится разве что в топку. В итоге земледельцы работают себе в убыток и еще благодарят, что у них вообще приняли урожай".
По мнению эксперта, Латвия уверенно движется к продовольственной катастрофе. И хотя в стране нет ни войны, ни стихийных бедствий, с продовольственной безопасностью дела обстоят хуже некуда:
"До нее никому из властей дела нет".
Только 5 августа правительство Эвики Силини согласилось с требованием крестьян объявить чрезвычайную ситуацию в сельском хозяйстве до 4 ноября текущего года. Причина – весенние заморозки, затяжные ливни и затопление полей летом.
В обращении в Еврокомиссию с просьбой о помощи указано:
"Низкие температуры в период вегетации, заморозки, избыток влаги и град нанесли значительный ущерб".
Но насколько введенный режим помогает аграриям? Увы, лишь формально.
"Не все государственные структуры его учитывают", – поясняет Лаздиньш.
К примеру, Служба государственных доходов арестовала счет одного из фермеров из-за налоговой задолженности в 13 тысяч евро.
"Да, долг – это плохо. Но без доступа к счету фермер не сможет купить топливо, собрать и реализовать урожай. Долг будет только расти. А чиновникам все равно, их задача – выбить деньги. В итоге виноват опять земледелец".
Поросячья угроза
Еще одной проблемой стала африканская чума свиней (АЧС). Заболевание распространяется с угрожающей скоростью – зараженных животных уничтожают сотнями и тысячами. Главный источник угрозы – дикие кабаны, численность которых в Латвии продолжает расти.
Продовольственно-ветеринарная служба готова выплачивать по 50 евро за тушу кабана, но это мало помогает изменить ситуацию.
По всей видимости, рождественский стол латвийцев в этом году останется без бекона, свиных колбас и котлет.

К слову, в середине августа АЧС зафиксирована и в Эстонии. На ферме в Ильматсалу было уничтожено около 2 тысяч голов. Руководитель Лыунаского региона Инге Сааво и директор Департамента сельского хозяйства Раймо Хейнам призвали фермеров к пониманию и сотрудничеству.
Впрочем, под "обеспечением условий" понимается простое: не мешайте забивать животных. Для фермеров это означает тысячи евро убытков, а для профильных свиноферм – фактически приговор.
Пустеющие прилавки
Я (автор публикации – прим. Baltnews) прошлась по прилавкам популярных торговых центров. Картофель, морковь, свекла и огурцы – из Литвы. Лук – из Чили и Нидерландов, кабачки – из Италии, цветная капуста – из Германии, тыква – из Польши и Аргентины. На вопрос "А где латвийское?" продавцы лишь пожимают плечами: "Что привезли – то и продаем".
Выяснилось, что доля местных овощей не превышает 30–40%, и это – в разгар сезона. Что говорить о предстоящей зиме?
Доступ к полям осложнен – они залиты водой. Уборочная техника попросту вязнет. Кроме того, есть сомнения в качестве собранного урожая – хранить его до весны, скорее всего, будет невозможно. С большой вероятностью, в начале 2026 года местного картофеля просто не останется.
Же не манж па сис жур
По разным оценкам, около 20% жителей Латвии в ближайшие месяцы могут вспомнить культовую фразу Кисы Воробьянинова из фильма "12 стульев":
"Же не манж па сис жур... Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод... Подайте что-нибудь бывшему депутату".
Хотя как раз за депутатов переживать не стоит – среди них худых нет, все успели запастись "жирком". А вот простым латвийцам придется несладко.
Около 20% пожилых граждан живут "от зарплаты до зарплаты". Поход в магазин становится болезненным – хочется купить многое, но кошелек диктует свое. Причем речь не о черной икре или лангустах – это угощение для политиков. Речь идет о хлебе, молоке, картошке, помидорах, сосисках.
Традиционные продукты становятся все менее доступными, особенно для нуждающихся.
Глядя на этот фантасмагорический натюрморт, вспоминаются слова президента России Владимира Путина, обращенные к западным лидерам:
"Они все время нас хоронят. Сами скоро сдохнут! А нас продолжают хоронить".
Пословица гласит: не рой яму другому – сам в нее попадешь. Латвийские власти, похоже, этот урок пока не усвоили.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.