В мечтах об апокалипсисе: Вильнюс в меру своих сил повышает шансы на мировую войну

© AP Photo/ STR

Пока правительства влиятельных мировых держав сдержанно реагируют на падение ракеты в польско-украинском приграничье, в Литве потирают руки: конец агрессивной России настал.

Business as usual - дела, как обычно. Так следует оценивать позицию официального Вильнюса в украинском вопросе. Мейнстрим все тот: Киев обязан вести боевые действия до полной победы ВСУ.

Президент Гитанас Науседа, спикер парламента Виктория Чмилите, председатель комитета Сейма по национальной безопасности и обороне (КНБО) Лауринас Касчюнас на текущей неделе по разным поводам заявляли: "Литва будет рядом с Украиной до ее полной победы".

Война…

Министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис 13 ноября поздравил коллегу Дмитрия Кулебу с победами на поле боя и заверил: "Литва будет продолжать поддерживать Украину. Это меньшее, чего заслуживает ее народ".

Даже официальная статистика генштаба ВСУ говорит о потерях в 100 голов в сутки. На то она и статистика, если перефразировать слова Уинстона Черчилля. Для физической поддержки киевских штанов министр обороны Арвидас Анушаускас распорядился передать ВСУ 12 бронетранспортеров, а 14 ноября выступил с докладом, в котором, помимо прочего, отметил:

"Вильнюс на днях дополнительно передал 10 самоходных минометов и две машины управления огнем. Партия военной помощи уже прибыла в пункт назначения. Литва выполняет свои обязательства и поставила ВСУ переносные зенитно-ракетные комплексы Stinger, противотанковые средства, 120-миллиметровые минометы, бронежилеты, каски, стрелковое оружие, боеприпасы, тепловизоры, дроны, антидроны, радары, грузовики, внедорожники в соответствии с заявленными потребностями Украины".

Что касается моральной поддержки, депутаты парламента Литвы исходят из правила "всем не поможешь". Но готовятся вручить "Премию Свободы" за 2022 год (награждение происходит 13 января следующего года) жителю Киева с инициалами VZ. Сумма в 5000 евро для миллиардера унизительная, однако в "черный день" лишней не окажется.

…и мир

Высшее литовское руководство довольно злой реакцией вожаков хунты на заявления Америки о возможности переговоров между Россией и Украиной. Председателя Комитета начальников штабов ВС США генерала Марка Милли в Киеве в порошок растерли за допущение "переговоры могут состояться зимой". Из-за океана долетают слухи, что Госдепартамент готовит почву для диалога, исходя из соображения "лучше сейчас сесть за стол переговоров, чем отправить еще 100 тысяч человек на тот свет".

В отличие от американцев литовцы считают "мертвые славяне – не наше дело; чем их больше, тем лучше". В Брюсселе на заседании Совета Европейского союза по иностранным делам 14 ноября глава МИД Габриэлюс Ландсбергис предельно четко озвучил позицию Вильнюса: "Мирные переговоры возможны только на приемлемых для Украины условиях. В настоящее время таких условий нет".

Вместо создания условий для диалога он вновь предложил странам ЕС "прислушаться к просьбе Украины и ускорить процессы оказания финансовой поддержки", а также выразил надежду, что переговорный процесс относительно нового, уже девятого, пакета антироссийских санкций начнется в ближайшее время.

То есть в Европе и США осторожными голосами тема возможных контактов между Москвой и Киевом обсуждается. Тем удивительней реакция на тренд со стороны президентуры. Аста Скайсгирите, главный советник президента Науседы, 15 ноября заявила следующее: ей не приходилось слышать, чтобы лидеры западных стран оказывали давление на Украину с целью переговоров с Россией ради как можно скорейшей развязки конфликта.

Странно, разве чиновница такого высокого ранка не интересовалась документами, например, саммита G-20? Там неоднократно говорилось о необходимости мира. Впрочем, Литву в Индонезию не пригласили (несмотря на всю ее "влиятельность") – значит, ничего серьезного на острове Бали не могло происходить.

Скайсгирите оценила саммит по-своему верно: "Россия становится все более изолированной от остального цивилизованного мира. Встреча проходит без [президента России] Владимира Путина, украинцы пытаются ввести такой термин, как G-19 вместо G-20".

Официальный представитель президента Литвы довольна тем, что лидер Украины имел возможность выступить, и "весь мир услышал его конструктивные предложения по борьбе против Кремля".

Трубка 15, прицел 120

Украинская ракета упала в Польше, погибли люди, которых искренне жалко. Но как в этой трагикомедии не вспомнить Яшку-артиллериста из "Свадьбы в Малиновке" и его культовое "Трубка 15, прицел 120! Бац! Бац! И мимо". Киевские ПВОшники напортачили, но никто в мире не требует привлечь их к ответственности, поскольку виновата, разумеется, Россия.

В Вильнюсе не осудили позицию Варшавы, растиражировавшей информацию о падении якобы российской ракеты без должного расследования инцидента. Президент Науседа одобрил истерику премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого, созвавшего экстренное собрание комитета Совета министров по вопросам национальной безопасности и обороны. Варшава готова активировать пункт 4 договора о Североатлантическом альянсе.

Вильнюс, как ее союзник, по горячим следам поторопились заявить:

  • президент Науседа: взрыв в Польше – новый этап эскалации войны. Из-за агрессивных действий России уже летят ракеты на территорию НАТО. Страны альянса должны реагировать адекватно.
  • председатель парламентского КНБО Касчюнас: мы вновь говорим об укреплении системы воздушной обороны на восточном фланге НАТО. Запад не должен показаться слабым, чтобы наш восточный недруг Россия не расценил это как зеленый свет для подобных случаев в будущем.
  • спикер Сейма Чмилите: какими бы ни были корни инцидента, мы должны увидеть всю широкую картину. Причина – российская агрессия в отношении Украины. Причина – Россия, ответ – системы ПВО и больше оружия украинцам, чтобы они могли вернуть свои земли.
  • министр обороны Анушаускас: будем поддерживать поляков и украинцев на каждом шагу.

Если обобщить, поддерживая чужие милитаристские психозы и нагнетая свои, Литва в меру сил повышает вероятность мировой войны. Как эта маленькая страна рассчитывает остаться на обочине апокалипсиса, уму непостижимо.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.