Глава МИД Габриэлюс Ландсбергис – министр слабенький, совершает ошибку за ошибкой, внешняя политика государства примитивна. За два года работы в должности Ландсбергис мало что достиг, но много навредил. Натурально желание оппозиции избежать больших бед, сбросив с вершин власти человека, тянущего страну в пропасть.
Литва имеет право на компетентного министра иностранных дел вместо любителя. Дилетант путешествует по Европе, изображая представителя огромной державы. Ему не дано понять, что в большой политике Вильнюс не играет никакой роли.
Хозяин МИД морализирует: мы смелые, демонстрируем принципы, цементируем Европейский союз и так далее. Это игра бездарного актера в плохом театре, пишет влиятельный политолог Кястутис Гирнюс, преподаватель Института международных отношений и политических наук при Вильнюсском университете.
"Решение конкретных, важных для своей страны задач респектабельный турист сбрасывает на подчиненных. Они боятся проявить инициативу, поэтому государство находится там, где и должно находиться при бездарном рулевом во внешней политике".
Наследник Николае Петреску-Комнена
Внешнеполитическое ведомство Литвы создали 7 ноября 1918 года, когда Аугустинас Вольдемарас вступил в должность министра иностранных дел. С тех пор дипломатическая служба работает непрерывно. У нее были разные руководители, но никогда не было плоско мыслящего авантюриста.
Невозможно сказать, кто из глав МИД для Ландсбергиса является предметом подражания. Не обладая ни одним достоинством предшественников, он впитал в себя все их недостатки.
В истории европейской дипломатии это второй случай. Первый случился до начала Второй мировой войны, когда министром иностранных дел при румынском короле (1930–1940) Карле II служил (1938–1939) Николае Петреску-Комнен – юрист, журналист, публицист. В Европе его считали un parfait imbėcile, что с французского переводится как полный дурак. Габриэлюс Ландсбергис – прямой наследник несчастного Комнена.
Европейских политиков тошнит от главы литовского МИД. В любом вопросе Габрик всякий раз руководствуется какими-то другими, не для всех понятными правилами игры, присущими исключительно антидипломатам.
Сущность дипломатического искусства для таких всегда закрыта. Им не дано понять глубинный смысл исторического заявления Уинстона Черчилля: "Я не для того являюсь премьером правительства Его Королевского Высочества, чтобы уничтожать свой народ, а для того, чтобы его защищать".
Ландсбергис обладает привлекательностью и обаянием, но годен только для объявления войны. Концепция его внешней политики строится на ультрахалтурном фундаменте, проводится без опоры на реальность, но странным образом навязывается ближайшему окружению, часто более интеллигентному. Он умудрился убедить не только коллектив МИД, но и огромную часть литовцев, что все беды от Москвы, а борьба против России и разгром ее есть историческая миссия Литовского государства.
По словам дилетанта, он является одним из лидеров по консолидации международной поддержки борющейся Украины: "Мы были и остаемся архитекторами политики санкций Европейского союза против России. Мы постоянно работаем с нашими партнерами, изо всех сил объясняя им, что усталости в вопросе поддержки Украины быть не может".
Никто из подчиненных не подсказал боссу, что тот не похож на мессию, призванного небесами для борьбы против Кремля и его уничтожения. Никто не подал в отставку даже после того, как стало известно – Ландсбергис с удовольствием отхлестал бы по щекам лауреата Нобелевской премии мира (1973), госсекретаря США (1973-1977) Генри Киссенджера за обращение к руководству Украины с предложением принять требования Москвы и отказаться от части территорий в пользу мирного договора с РФ.
Знающие утверждают: глава МИД метался по кабинету, проклиная на чем свет стоит "выжившего из ума американского старикашку, явно агента Кремля".
Сегодня на смену Киссенджеру в разряд "идиотов" попали те представители Джо Байдена, что с начала осени вели тайные переговоры с людьми президента Владимира Путина. Ландсбергису неизвестно содержание бесед, но ничего хорошего от "американского предательского сепаратизма" он не ожидает.
"Идиот, дурак, клоун" – такими словами был охарактеризован президент Турции, надумавший с российским коллегой tet-a-tet решать судьбу украинского урожая 2021 года в обход не только киевских "слуг народа", но и его, главы литовского МИД. Сделка по зерну прекрасно характеризует интеллектуальный уровень министра.
"Он не понимает, что Литва – маленькая страна, фактически крупный европейский город по населению. Надо бы нам играть с учетом правил, поскольку никогда Вильнюсу не суждено стать региональным лидером, как в это верит шеф МИД. Фантазии подталкивают его совать нос, куда не следует и не просят, где от нас ничего не зависит", – пишет правду политолог Гирнюс.
Ландсбергис был смешон заявлениями о готовности создать коалицию европейских стран для деблокады Одесского порта. Не смушало, что у Литвы нет самолетов, нет морских сил и вообще нет возможностей стать участником "зернового союза". Когда урожай действительно пошел морем, Габриэлюс надулся, как мальчишка, которого не допустили до взрослого праздничного стола.
"Разумеется, Литва имеет право на собственное мнение, но совершенно не обязательно демонстрировать его ежедневно и таким примитивным образом. Раз уж МИД претендует на мировое влияние, начинать следует с черной работы. Например, найти накоенц-то консенсунс с Латвией и Эстонией по животрепещущим региональным повесткам, а не слать в Таллин и Ригу телеграммы-"молнии": "Мы лучше вас разбираемся в существе проблемы, поэтому будет по-нашему", – резюмирует Кястутис Гирнюс.
Ложь с намеком
Беда в том, что в "верхах" его трезвая позиция никому не интеересна. Посему чем дальше, тем контрастнее бело-черная внешняя политика Литвы и проявляется ярче. "Президент РФ не поедет на саммит G-20, поскольку разгромлен на Украине при нашей поддержке", – черное. "Главу МИД пригласили в 2023 году на экономический форум в Давос, поскольку Ландсбергис становится ведущим мировым лидером", – белое.
В канун импичмента в прессе опубликована огромная (42 тысяч знаков) статья "Он задает тон мировой политике" замминистра ИД Йонаса Сурвилы, переполненная дифирамбами в адрес своего начальника: он ловок, как дипломат тонок, его рады видеть в Европе и Америке.
Если бы подобное о Габриэлюсе написал президент Гитанас Науседа, прямой босс главы МИД, это произвело бы впечатление. Но когда холуй лижет зад вышестоящему (корреспондленту Baltnews и добавить нечего, все само собой разумеется), верить в буквы охоты нет. Грету Тумберг тоже встречают с радостью, и что дальше?
Цель публикации ясна – создать для обывателя привлекательный образ современного европейского руководителя. На фоне британки Лиз Трасс и немки Аннылены Бербок литовец, возможно, выглядит предпочтительнее, но государству от этого легче не становится. Вряд ли воинственно настроенная оппозиция прислушается к аргументам Сурвилы, обязанного своей карьерой лично Ландсбергису.
С другой стороны, свалить живучего дилетанта – дело непростое. В Литве в течение 2022 года пытались выразить вотум недоверия трем министрам правительства Ингриды Шимоните. Попытки провалились, случай с главой МИД может стать четвертым поражением оппозиции.
Тем более Ландсбергис продолжает визиты в столицы стран ЕС. В Берлине он заявил о готовности Брюсселя обсудить новые санкции против Ирана "как из-за вовлеченности Тегерана в войну на Украине путем поставок оружия в Россию, так и за нарушения прав человека в самом Иране".
Авантюрист добровольно сдаваться не планирует.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.