Минобороны Литвы в 2023 году планирует за 9,8 млн евро обзавестись 120-мм минометами EXPAL 120-MX2-SM производства испанской компании EXPAL Systems, S.A. "Приобретение призвано усилить огневую поддержку мотопехоты", – хвалился военный министр Арвидас Анушаускас.
Эксперты отмечают плюсы и минусы оружия. Оно способно поражать цели на расстоянии до восьми километров. Состоит на вооружении 35 стран, включая членов НАТО. Обладает высокой ремонтопригодностью.
Минусы следующие. Орудие не самоходное, а буксирумое. Миномет с зарядными ящиками установлен на прицеп, который вручную переводят из походного в боевое положение за 2,5–3 минуты. Боекомплект – 16 мин. Темп стрельбы 3–4 мины в минуту в зависимости от выучки заряжающего. Возимого боекомплекта хватает на пять минут боя.
Если зрить в корень, литовская армия меняет шило на мыло. Командарм генерал-лейтенант Вальдемарас Рупшис сожалеет, что под политическим давлением в свое время передал Украине мобильные минометы на базе бронетранспортеров M113, при схожих с "испанцами" характеристиках отличавшиеся маневренностью и большей живучестью.
Мотопехотная бригада Geležinis Vilkas – "Железный Волк" – уже утратила плотность огневой мощи, что с военной точки зрения, мягко говоря, не есть хорошо. К тому же, 120-мм EXPAL 120-MX2-SM появятся в Литве не раньше декабря 2023 года.
"Это тоже худшим образом скажется на уровне боевой подготовки лучшего в литовской армии соединения", – делает вывод Рупшис.
Гремят барабаны, трубят фанфары
В следующем финансовом году бюджет оборонного ведомства составит 1,77 млрд евро, что равно рекордным 2,63% ВВП. Впервые Литва окажется в лидирующей по военным ассигнованиям "пятерке" членов НАТО. Для сравнения следует вспомнить, что десять лет назад для Минобороны выдели 0,78% ВВП – 255,7 млн евро.
Официальный Вильнюс оправдал доверие штаб-квартиры Североатлантического альянса и на равных с другими сильными игроками будет участвовать в утряске планов "по перемещению в Европу дополнительных подразделений из США, как это было намечено на июньском саммите в Мадриде", с гордостью сообщает президент Гитанас Науседа.
Политики правого толка, в частности глава МИД Габриэлюс Ландсбергис с консерваторами и Эугениюс Гентвилас с либералами, рады, что Штаты переходят в беспрецедентное наступление по всей территории Старого континента. Общее количество американских сил здесь уже доведено до 100 000 человек. На базе в Испании число эсминцев ВМС США увеличится с четырех до шести. В Польше создается постоянная штаб-квартира заокеанского 5-го армейского корпуса.
Ротационная бригада со штаб-квартирой в Румынии увеличивается до 5000 военнослужащих. В Великобританию перелетают две дополнительные эскадрильи F-35, новые средства ПВО разворачиваются в Италии и Германии. Крупные контингенты появятся в странах Балтии. В частности, на немецкой территории уже сформирована специальная отдельная бригада, на случай кризиса приписанная к передислокации в Литву.
Военно-политическое руководство рассчитывало на дислокацию военных ФРГ на своей территории на постоянной основе, но Берлин воспротивился. Сошлись на том, что пока пусть будет, как есть, но от достижения цели литовцы отказываться не станут.
Руководитель правительства Ингрида Шимоните пообещала "предложить немцам такие условия, от которых они не откажутся". Кабмин подразумевает особые льготы, дополнительное денежное довольствие, новый военный городок с современным полигоном и все, что душе угодно.
Для Литвы немецкая бригада очень важна, но гораздо важнее тот факт, что в новой трансатлантичесмкой концепции указано – Россия больше не партнер, а главная угроза наряду с Китаем. Вильнюс всегда выступал за трансатлантическую стабильность и главенствующую роль Америки в мире. Гегемонии США, с точки зрения Литвы, не может помешать ничто.
Однако жизнь меняется. Например, президент Польши Анджей Дуда в желании польстить НАТО поторопился заявить: Балтийское море вот-вот станет внутренним морем альянса. Неожиданно не только для Варшавы, но и для других участников блока внутренним морем России стало Азовское.
Не ладятся у объединения дела на юго-востоке Украины, несмотря на помощь Киеву оружием, техникой, людьми. К тому же Иран планирует поставить ВС РФ дополнительно к 450 еще тысячу ударных беспилотников и баллистических ракет малой дальности класса "земля-земля". Чтобы совсем худо не пришлось Киеву, Вильнюс согласен в лепешку расшибиться, и партнеров по альянсу призывает к тому же.
Это весьма странное, даже неадекватное поведение, учитывая, что западные, в том числе американские эксперты, не склонны рассчитывать на победу Украины.
В этом контексте всякое решение о продолжении массированной военной помощи Киеву может рассматриваться исключительно как инструмент продолжения войны до полного – без аллегории – уничтожения проживающего на Украине мужского населения. Что и является необъявленной задачей Вашингтона с Лондоном, которых Литва поддерживает всецело.
Мины, огонь и маневр
Литовское руководство перестало говорить о сдерживании России и Белоруссии, взамен много времени уделяет агрессивному давлению на восточных соседей. Оно полно оптимизма и настроено выжимать из финансовых возможностей Минобороны максимум.
"В случае необходимости сможем добавить военным до полумиллиона евро, как это потребовалось в текущем году, когда дополнительно выделили 477 млн", – заявили президент Науседа и премьер Шимоните.
Генералы просят противотанковые и противопехтные мины, 300 многоцелевых бронеавтомобилей. "Планируется купить в США реактивные системы залпового огня HIMARS и французские гаубицы Caesar Mark II", – подтвердил слухи генерал Рупшис.
Аппетит приходит во время еды. Военные надеются получить для трех мотопехотных бригад вооружение уровня дивизии. Например, танки, беспилотники, дроны-камикадзе, антирадары, мощные противотанковые средства и так далее. Денег на все не хватит, утверждают противники закупок чисто наступательных вооружений.
Их в Литве никто не слушает, поскольку задача перед армией поставлена: выделяя на подготовку одного солдата 25 тысяч евро в год, "вырастить его так, чтобы на поле боя превосходил россиянина". Совсем не на защиту Литвы Минобороны ориентирует свою политику в области военных закупок под влиянием новой концепции НАТО.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.