Йенс Столтенберг 20 октября заявил – большинство членов НАТО ратифицировали протоколы о вступлении Швеции и Финляндии в организацию. Но "большинство" – это не "все". Какие именно столицы настроены оппозиционно по отношению к Стокгольму и Хельсинки, из штаб-квартиры не сообщили. По косвенным фактам можно предположить общий счет – 23:7 в пользу скандинавов. Но чтобы отказать им в просьбе о вступлении в блок, достаточно и одного голоса против. Под первым номером стоит Турция, у которой с кандидатами в члены НАТО свои счеты.
Портрет в интерьере
Преемник Столтенберга появится на вильнюсском саммите 2023 года. Ему предстоит выстроить наступательную работу на российском направлении, создать новые оборонные планы, структурные подразделения синхронизировать в соответствии с требованиями времени, привить руководству новое мышление. На чьи плечи падут масштабные задачи?
Эксперты составили портрет условного кандидата, назвали обязательные качества, обладая которыми претендент наверняка переиграет конкурентов. На первое место поставлено политическое влияние. Три последних руководителя НАТО были выходцами из Северной Европы. У всех отсутствовали возможности влиять даже на правительства собственных стран. Всего 9 из 30 членов альянса за 16 лет сумели выполнить достигнутые в 2006 году в Риге договоренности о расходах на оборону в размере 2% ВВП. Нидерландам, Дании и Норвегии, которых как раз представляли руководители блока, не удалось приблизиться к этой цифре.
Если вспомнить грубые предостережения Дональда Трампа в адрес младших партнеров "Америка не обязана вас защищать, если вы не станете платить", то прежнее руководство альянса явно не доработало. Случись Трампу потеснить по итогам предстоящих выборов президента Джо Байдена, череды серьезных скандалов не избежать. То есть новый генсек обязан быть человеком целеустремленным, твердым, решительным, понимающим, как выбиваются деньги получить из национальных правительств, и достаточно влиятельным, чтобы получить на это право.
Отсюда вытекает вторая черта – кандидату хорошо бы обладать опытом работы в ранге президента или премьер-министра. Такие лучше разбираются в принципах формирования военных бюджетов, обладают большим арсеналом убедительных аргументов.
Руководитель НАТО – всегда мужчина, с 1991 года его подбирали только из числа ставленников старой Европы. Пришло время ломать традицию. Эксперты сделали ставку на женщину из восточной части континента, хотя не обязательно именно оттуда.
Семь принцесс, принц и король
По брюссельским коридорам бродит неофициальный список наиболее вероятных претендентов. В него включена британская экс-премьер Тереза Мэй. За ее спиной военная мощь Лондона, годами проверенные трансатлантические связи. Основные минусы – излишняя прямолинейность, абсолютное неумение быть доступной, располагающей к себе собеседницей. Эдакий сухарь в юбке.
Итальянка Федерика Могерини – бывшая босс европейской дипломатии с хорошим потенциалом. Но Италия плетется в хвосте стран по расходам на оборону. Маловероятно, что пришедшая к власти лидер партии "Братья Италии" Джорджа Мелони поспешит что-либо менять, тем более в интересах Киева.
Немка Ангела Меркель – влиятельнейший европейский политик, но излишне тесно сблизившаяся с президентом России. Опять же налицо заметное отставание ФРГ в финансировании собственной армии, хотя она считается в НАТО второй по мощи после американской.
Кстати, никто из троицы не обладает 100% поддержкой Вашингтона, чего не скажешь о вице-премьере Канады Христе Фриланд. Дама с украинскими корнями приятна администрации США агрессивной настроенностью против России. Еще один плюс заключается в ее безоговорочной поддержке политики украинского руководства.
Но подножку может подставить государство. Оно тратит на оборону лишь 1,36% ВВП. Достичь рубежа в 1,5% запланировано в 2027 году. Несмотря на географическую близость к Америке, влияние Оттавы на дела в НАТО минимально.
Экс-президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович, хотя и работала в штаб-квартире НАТО, пока находится в тени. Ее рейтинги изрядно подмочены личными симпатиями к Кремлю и вообще к русским. Не добавит претендентке веса и очень невнятная позиция Загреба по Украине.
Президент Словакии Зузана Чапутова – решительная и деловая. Но правительство республики шатается. В Братиславе митингующие требуют отставки премьера Эдуарда Хегера и помощи страдающему от кризиса населению. Если волнения затянутся, Чапутовой трудно будет подтвердить умение продуктивно работать.
Премьер-министр Италии Марио Драги скоро оставит пост. Он может быть одним из наиболее вероятных кандидатов на пост нового генерального секретаря НАТО. Такой человек интересен Пентагону, поскольку сумеет изменить традиционные антиблоковые настроения жителей Апеннин.
На данном этапе Драги ничего не мешает, если не считать подключившуюся к гонке Лиз Трасс. Последняя – тоже выгодный кандидат для заокеанского станового хребта альянса. Трасс в роли генсека сильно укрепила бы англосаксонские позиции в НАТО.
Наконец, бывшая депутат Европарламента премьер-министр Эстонии Кая Каллас. Хорошей чиновнице 40 лет. Под ее руководством небольшая прибалтийская республика выбилась в лидеры в оказании помощи Украине – 1% ВВП. Расходы Таллина на оборону составляют 2,8% ВВП, приближаясь к 3%. Больше тратят только США.
И еще одна деталь – Кая любит всплакнуть над прошлым своей семьи и всех эстонцев, которых во времена СССР ссылали в Сибирь и в отдаленные районы Крайнего Севера. Часть жизни ее матери прошла в тех диких местах после того, как в возрасте шести месяцев младенца вывезли вместе с родителями.
Каллас – очень хороший кандидат в генсеки НАТО. Но, как подчеркивает вице-президент центра анализа европейской политики (CEPA) Эдвард Луцас, есть превосходный – Владимир Зеленский. По мнению Луцаса, он понимает складывающуюся в мире ситуацию и вернее выстраивает приоритеты ценностной политики. Беда в том, что Украина пока не является членом НАТО.
Дверь приоткрылась
Осенью минувшего года на место руководителя Североатлантического альянса номинировали Далю Грибаускайте. Бывшего президента Литвы называли идеальной кандидатурой – жесткий руководитель с опытом работы в Еврокомиссии, дипломат с царем в голове, десять лет у руля молодого государства, воинственна, но без истеричности и шапкозакидательства. Скорее осмотрительна, чем авантюристична. Пользуется поддержкой населения своей страны и стран-соседей. Обладает обширными связями на уровне первых лиц стран ЕС, США, Великобритании и Канады.
Далей Поликарповной в Евросоюзе по-настоящему гордились. Она в ноябре 2013 года прекрасно организовала в Вильнюсе встречу лидеров ЕС. Не ее вина, что тогдашний президент Украины Виктор Янукович отказался подписать договор об ассоциативном членстве. Этот момент стал Рубиконом, переломным в истории первой четверти XXI века. Следом шли Майдан, Крым, непримиримая вражда оскорбленной женщины с Владимиром Путиным.
Летом 2019 года Грибаускайте уступила рабочую резиденцию Гитанасу Науседе, но надеялась, что окажется востребованной в Еврокомиссии, Совете Европы, в НАТО, ведущих кабинетах ООН или иной структуре, где вершат судьбы мира. Как назло, Столтенбергу продлили срок полномочий. Грибаускайте будто в насмешку избрали председателем форума женщин-лидеров. Фактически экс-президента Литвы определили на почетное забвение на задворках мировой политики.
Но такие, как наша Даля, не сдаются. Она на два с половиной года залегла на дно. Отдохнула, осмотрелась, выбрала момент и решила превратиться в литовского Феникса. Нескольких громких заявлений в ведущих мировых СМИ о необходимости военной помощи Украине и смелые слова об обязанности НАТО начать немедленные военные действия против России свое дело сделали.
Грибаускайте вновь в фаворе. Опять в главных врагах Кремль во главе с Владимиром Путиным, как в 2013-2014 годах. Изменился лишь масштаб противостояния: прежде президент Литвы боролась против Москвы за интересы Европы, а в 2022 встала на защиту ценностей всего цивилизованного мира, первой объявив Россию террористическим государством.
Для Грибаускайте двери в генсеки НАТО вновь приоткрылись. За свой шанс она будет грызться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.