"Шеф, все пропало!": как "надули" Эстонию с СПГ-терминалом

Танкер-газовоз
РИА Новости

Тема: Европа без российского газа

В Эстонии уже готов причал для СПГ-терминала, но самого терминала не будет. Он ушел в Финляндию. И газоснабжение Эстонии на выгодных для нее условиях – под вопросом, который судорожно пытаются решить в верхах.

Неделя не задалась с самого начала. Эстония так долго лелеяла мечту о своем СПГ-терминале, но что-то пошло не так. В понедельник, 10 октября, министры экономики Эстонии и Финляндии в ходе встречи на набережной Палдиски договорились, что СПГ-терминал будет стоять на якоре в Финляндии. При этом будет действовать условие по преимуществу Эстонии при использовании терминала.

Тогда же министр экономики и инфраструктуры Рийна Сиккут объяснила такое решение тем, что для финнов ситуация с газоснабжением очень изменилась за последнее время: финны срочно строят свой причал для СПГ и озабочены обеспечением газопровода между Эстонией и Финляндией Balticconnector. Если СПГ-терминал будет дислоцирован в Палдиски, как это и планировалось, Финляндия якобы рискует не всегда получить газ в холодное время – это связано с проблемами навигации и ледовой обстановкой на Балтике.

"Возможно, у эстонских продавцов газа будет хотя бы временное преимущество. Договоренность заключается в том, что, если нам понадобится газ, какая-то часть с каждого СПГ-судна или определенная часть слотов смогут использоваться эстонскими продавцами газа в порядке преимущества", – сказала Сиккут после уступки терминала соседям.

Напомним, что ранее эстонские топливные компании Alexela и Infortar взялись за срочное строительство причала для СПГ-терминала в Палдиски по заказу государства и с расчетом на то, что плавучий СПГ-терминал будет базироваться именно в Эстонии.

Горькое разочарование эстонских компаний

В свете новых условий исполнительный директор Infortar Мартти Талгре заявил 10 октября: "С весны до сегодняшнего дня нас уверяли, что, если мы подготовим причал к сроку, плавучий терминал направится в Палдиски. До сих пор все наши усилия были основаны на этом. Мы надеемся, что государство выполнит остальные обещания, данные в ходе переговоров, и возьмет на себя ответственность за них. Мы не предполагали, что плавучий СПГ-терминал вообще не придет в Палдиски".

Как только стало известно об уступке терминала Финляндии, в эстонской среде начались споры на тему, что ждет теперь местные компании, кто несет ответственность за такое решение, что делать дальше.

Министр иностранных дел Урмас Рейнсалу заявил, что правительство в целом несет ответственность за вопросы энергетической безопасности, однако оно не обсуждало вопрос о плавучем СПГ-терминале, направляющемся в Финляндию. И подчеркнул, что формально министр экономики не может принимать подобные решения.

Бывший министр экономики и инфраструктуры Таави Аас заявил, что министр Рийна Сиккут должна была лучше защищать интересы Эстонии. А теперь, руководствуясь данными о потреблении в Эстонии, следует решить, целесообразно ли закупать отдельный плавучий СПГ-терминал. С одной стороны, Эстония сократила свои потребности в газе, как могла, с другой стороны, газ можно было бы продавать соседям – Латвии и Литве. Одним словом, надо анализировать, прежде чем принимать следующее решение.

Уже позже глава Elering Таави Вескимяэ сообщил, что, оказывается, эстонский системный оператор не инвестировал совместно с Финляндией в компанию, арендующую плавучий СПГ-терминал, потому что не удалось прийти к соглашению о распределении расходов. Условия использования СПГ-терминала для продавцов газа должны были разрабатываться совместно эстонскими и финскими системными операторами, но в настоящее время это полностью перешло к Финляндии, так как Elering не вошла в круг собственников арендующей регазификационное судно фирмы FSRU Oy.

"Сегодня Gasgrid Finland является единственным собственником FSRU Oy, и они разработали условия, на которых терминал будет доступен участникам рынка", – рассказал Вескимяги.

Исполнительный директор Эстонского газового союза Хейко Хейтур отметил, что в результате случившегося точно проиграют экономика Эстонии, игроки газового рынка, потребители и само государство, поскольку иностранные компании начнут вытеснять компании эстонские: "Обычная практика такова, что продавец газа сам заказывает газ и сам платит. Тот, кто оперирует терминалом, не берет на себя таких рисков. Распределение с ограниченным ресурсом будет происходить очень сложно". То есть Эстонии никто не может, на самом деле, обещать преимущества в получении газа и гарантировать низкую цену.

"До сих пор финская сторона не выполняла своих обещаний. Они не закончили терминал вовремя, тогда как Alexela и Infortar приложили максимум усилий для того, чтобы закончить строительство терминала в Палдиски, и теперь плавучий СПГ-терминал к нам не придет, даже несмотря на то, что наш терминал будет достроен раньше. Даже если будет какая-то договоренность, пока она не будет документально подтверждена, у нас нет уверенности, что финская сторона сдержит обещание. Если учитывать потребление газа в Финляндии, то газ, который доставят те два судна, которые придут в Финляндию, могут пойти только на покрытие потребностей финского рынка", – сказал Хейко Хейтур.

Терпение оппозиции лопнуло

После решения отдать СПГ-терминал Финляндии парламентская оппозиция начала сбор подписей, чтобы инициировать вотум недоверия министру экономики и инфраструктуры Рийне Сиккут. В частности, центристы заявили при этом, что Сиккут не сделала достаточно для того, чтобы была обеспечена энергобезопасность Эстонии, а также допустила ситуацию, когда плавучий СПГ-терминал отправится в соседнюю страну.

Руководитель фракции Центристской партии Яанус Карилайд отметил, что Сиккут пытается делать хорошую мину при плохой игре, однако так поступить со страной в ситуации энергетического кризиса является крайне безответственным: "Государственные учреждение и частный сектор проделали колоссальную работу, результаты которой Рийна Сиккут свела к нулю в один момент. Решение уступить плавучий СПГ-терминал финнам говорит об отношении к жителям Эстонии, а также о том, что забота социал-демократов о людях – лишь обманчивый фасад. Рийна Сиккут с полнейшим равнодушием отнеслась к государственным интересам и должна взять на себя политическую ответственность".

По словам главы фракции Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) Сийма Похлака, ситуация с СПГ-терминалом стала решающим фактором. Ситуация зимой может оказаться критической, поскольку резервные электростанции рассчитаны на работу на газе. "Возьмете ли вы сами на себя ответственность в этой ситуации, или в данный момент ответственность должна нести министр экономики?" – обратился Похлак к премьер-министру Кае Каллас. Но Кая Каллас оставила его вопрос без ответа, сказав, что Эстония имеет различные каналы поставки газа, по которым можно обеспечить его поступление в объеме 66,6 тераватт-часа.

"Это судно не следует чрезмерно фетишизировать. Важно, есть ли надежность газоснабжения, доступность газа для эстонских предприятий и населения. <...> Наши риски можно смягчить тем, что мы на самом деле получаем газ из этой трубы (эстонско-финский газопровод Balticconnector – ред.). И на этот счет у нас есть соглашение, соглашение о солидарности с Латвией и Финляндией, и эти вещи должны работать. Главное, чтобы этот газ был", – заявила Каллас.

Коалиция более-менее держится

Несколько позже правление партии "Отечество" (Isamaa) сделало политическое заявление и обратилось к партнерам по коалиции с предложениями по обеспечению энергетической безопасности, и в числе прочего выступило за то, чтобы плавучий СПГ-терминал находился в Эстонии, а не в Финляндии. "Частный сектор создал в Эстонии мощности СПГ с рекордной скоростью, и важно, чтобы страна выполнила свое обещание и предприняла шаги для того, чтобы плавучий СПГ-терминал находился в Эстонии", – аргументировали отечественники.

Партнеры по коалиции в ответ на заявление отечественников подчеркнули, что хотели бы, чтобы подобные заявления в первую очередь звучали внутри коалиции и лишь потом – в прессе. Также реформисты и соцдемы выразили уверенность в том, что газа на эту зиму Эстонии хватит, поэтому острой необходимости в плавучем СПГ-терминале прямо сейчас нет. Однако они также согласны с тем, что терминал все-таки должен появиться в Палдиски в будущем.

"Если взглянуть на цифры, то очевидно, что этой зимой нам газа хватит. Потребление газа в Эстонии сейчас снизилось. Кроме того, мы соединены газопроводом Balticconnector с Финляндией, а у наших продавцов газа есть преимущественное право приобретать определенную часть газа с танкера", – сказал председатель фракции Партии реформ Март Вырклаэв.

"СПГ-судно нам необходимо для следующей зимы. На эту зиму у нас есть запас российского газа. Социал-демократы, конечно, продолжат настаивать на том, чтобы в будущем СПГ-танкер находился в Палдиски", – сказал лидер социал-демократов Лаури Ляэнеметс.

Есть ли у Эстонии право "первой ночи" на газ?

В среду, 12 октября, эстонские СМИ опубликовали интервью с гендиректором Департамента конкуренции Эвелин Пярн-Леэ. Стало известно, что условия использования плавучего СПГ-терминала могут быть обнародованы в ближайшие дни, однако в них пока нет ни слова об особом статусе эстонских и финских предприятий. По словам Пярн-Леэ, предпочтение эстонских и финских фирм, о котором договорились министры двух стран, может потребовать изменений закона.

Суть проблемы заключается в том, что СПГ-терминал уходит в финскую юрисдикцию. "Это означает, что к нему будет применяться финское законодательство. То есть если какое-то эстонское предприятие воспользуется услугой терминала и случится инцидент, например, связанный с оператором терминала или правилами, то вопрос будет решать финский регулятор. Если бы терминал находился в Эстонии, то деятельность была бы в юрисдикции Эстонии", – пояснила Эвелин Пярн-Леэ. И добавила: "Что касается преимуществ для некоторых предпринимателей, то я лично считаю, что такое предпочтение, с точки зрения конкурентного права и правил внутреннего рынка Евросоюза, а также ограничение рынка были довольно проблематичными".

И уже сегодня, 13 октября, бывший глава Департамента конкуренции Мярт Отс заявил, что принципы, изложенные в учредительном договоре Евросоюза, не позволяют давать преимущество компаниям из определенных стран при использовании плавучего терминала: "Согласно договорам Европейского союза, все компании Евросоюза должны иметь свободный доступ к такой инфраструктуре независимо от того, они из Эстонии, Латвии, Литвы или откуда-то еще". А эстонские и финское законы о конкуренции основаны на договорах Евросоюза.

Отс отметил, что лишь в случае очень большой нехватки газа, то есть в экстренной ситуации, правила могут быть другими: "Например, если первичные сети передачи обеих стран вмешаются, начнут контролировать потоки газа и возникнет риск того, что газоснабжение не будет работать, то возникает чрезвычайная ситуация. Но если мы говорим о нормально функционирующем рынке, то да, у всех компаний Евросоюза должен быть свободный доступ".

Отс пояснил, что, если в регионе нет других терминалов, речь может идти о региональной монополии. В этом случае учредительные договоры ЕС предусматривают – в условиях наличия компании-монополиста или доминирующей на рынке у всех продавцов газа должен быть свободный доступ. А это означает, что, если бы Эстония и Финляндия вписали в закон преимущество своих компаний, это бы не сильно помогло.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме