Как режим в Эстонии демонстрирует признаки авторитаризма

Герб Эстонской Республики.
BaltNews.lv

Мэр Таллина обратил внимание на жесткие императивы со стороны правительства Эстонии и нежелание властей прислушиваться к общественности в процессе принятия важных для страны решений.

Мэр Таллина Михаил Кылварт достаточно резко отреагировал на демонтаж мемориальных плит мемориала Маарьямяэ, посвященных советским солдатам, участвовавшим в боевых действиях на территории Эстонии в 1944 году. Об этом сообщили эстонские СМИ вечером 6 октября.

Напомним, утром 6 октября, как выяснилось, совершенно неожиданно для общественности, на столичном мемориале Маарьямяэ Земельный департамент Эстонии по приказу правительства организовал демонтажные работы, призванные стереть с лица земли "плиты с оккупационной символикой, расположенные на нереформированной государственной земле".

Михаил Кылварт заявил, что для городской управы Таллина эти действия стали сюрпризом. Столичные власти неоднократно заявляли, что готовы взять весь мемориальный комплекс Маарьямяэ на баланс. Пока же Таллину принадлежит лишь его часть. Но правительство, судя по происходящему, решило воспользоваться ситуацией, чтобы продолжить уничтожение памяти советского прошлого в рамках установления в стране жесткой идеологии, которая фактически обеспечивает агрессивную антироссийскую политику.

"Мне кажется, что в последнее время государство довольно часто дает нам императивные и жесткие сигналы, что с общественностью не готовы что-либо обсуждать, не говоря уже о том, чтобы прислушиваться, и решения принимаются нарочито и жестко", – заявил Михаил Кылварт.

Неубедительные доводы диктаторов

"Главная задача правительства – к концу года убрать советские монументы. В комплексе Маарьямяэ имелась отдельная аллея памяти тех подразделений, которые в 1944 году оккупировали территорию Эстонии. Это была прилегающая к комплексу часть, где были лишь мемориальные плиты и не было никаких захоронений", – заявил известный русофоб, министр иностранных дел Урмас Рейнсалу в попытке оправдать самоличное решение правительства.

Глава рабочей группы по оценке коммунистических памятников Аско Кивинук поспешил внести свою лепту в защиту государственного вандализма, аргументировав происходящее тем, что "данные плиты исторической ценности не представляют": "У нас есть группа, которая занимается оценкой монументов, дает советы, что необходимо сохранить, а что нет. И в случае мемориального комплекса Маарьямяэ эксперты сказали, что эти плиты относятся к советским монументам и сохранять их не нужно".

Игры разума в Прибалтике: теперь преступлением может стать борьба с нацизмом >>>

Свою лепту в дело оправдания по сути безнравственного поведения властей по отношению к органам самоуправления эстонской столицы попытался внести замдиректора Эстонского военного музея Тоомас Хийо, сказав, что когда мемориальные плиты устанавливали, то завершение строительства самого комплекса было уже под сомнением: "Их установили там в середине 1980-х, они были запланированы как часть мемориала Маарьямяэ. Но времена были тяжелые в экономическом смысле, и строительство монумента затягивалось, а потом просто к круглой дате там установили данные плиты".

Еще не тоталитаризм, но уже авторитаризм

Как бы ни старались диктаторы от власти объяснять и оправдывать свои противоправные в условиях демократии действия, суть остается та же – это явные признаки авторитаризма группы людей в верховной власти Эстонии.

И Михаил Кылварт точно указал на эти признаки: "Сам факт, что местные самоуправления не ставят в известность о тех действиях, которые предпринимаются на административной территории самоуправления, вызывает по крайней мере сожаление. Получается, что различные институты публичной власти не в состоянии не только сотрудничать, но и информировать друг друга".

Авторитарный режим, конечно, мягче, чем тоталитарный. Однако между обоими режимами может оказаться короткий переход.

При тоталитаризме государство контролирует и регулирует все сферы жизни человека и следит за соблюдением идеологии. При этом государство устанавливает общую идеологию, которую должны соблюдать все граждане; поощряет активное проявление политической позиции, соответствующей государственной идеологии. При авторитаризме же государство не вмешивается в частную жизнь людей, а в обществе не обязательно должна быть единая идеология. При авторитаризме чем аполитичнее население, тем лучше, и пропаганда, цензура, давление на оппозицию используются, чтобы подавить политическую волю граждан.

При обоих режимах власти склонны все меньше и меньше считаться с мнением общества. Разница заключается лишь в том, что при тоталитаризме репрессиям может подвергаться практически каждый человек, при авторитаризме же – в основном политически активные люди, позиция которых идет вразрез с идеологией власти.

Напомним, в Эстонии уже есть случаи репрессий политически активных людей. Одних таких активистов выдворяют из Эстонии без права обратного въезда, других сажают в тюрьму за инакомыслие, фабрикуя обвинения на якобы доказанных фактах антигосударственной деятельности.

В Эстонии уже установилась единая идеология, идти против которой становится опасно. Отметим, простые эстоноземельцы предпочитают не высказываться относительно России, военных действий на Украине в ключе, противоречащем официальной версии властей, поскольку службы безопасности Эстонии, а также полиция уже не раз предупредили население о правомочности оповещать их о подобных высказываниях.

Более того, на примере уничтожения памятника танку Т-34 становится понятно, что авторитаризм в Эстонии набирает силу. Горуправа Нарвы имела возможность и намерение решить вопрос с памятником так, чтобы и выполнить решение правительства, и смягчить удар по чувствам и правам большинства горожан. Но правительство Эстонии, фактически совершив насилие, переступило через людей и местное самоуправление.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме