Берлин представил "разгневанной европейской общественности" предварительную двухэтапную смету расходования 200 миллиардов евро специального фонда, в срочном порядке созданного для поддержки населения и промышленности страны. Цель перед собой немцы поставили крайне сложную в нынешних условиях: избежать нехватки природного газа при одновременном снижении последствий заоблачных цен на него.
Почти половина газа, около 40%, уходит на нужды населения и малого бизнеса Германии, остальное используется для производства электроэнергии и крупными предприятиями. Промышленники уже добились изрядной экономии расхода газа за счет перехода на нефтепродукты, оптимизации технологических процессов и сокращения производства. А у населения с экономией дела обстоят не лучшим образом, и власти страны хотели бы избежать "драконовских" мер принуждения людей. Поэтому правительство предлагает покрыть всем счета за газ в декабре, а затем, начиная с весны, субсидировать 80 процентов обычного потребления по фиксированной низкой цене.
Промышленность Германии, но не газовые электростанции, также будет получать большую часть обычно потребляемого газа по фиксированной, еще более никой, чем население, цене, начиная с января. Причем компании смогут использовать субсидируемый правительством газ как для собственных нужд, так и для продажи его на рынке, скажем, иностранным предприятиям, но уже по биржевым ценам.
Можно себе только представить, как заработают на этом главные промышленные потребители газа, предприятия химической промышленности. Новость о том, что немецкие предприятия могут получить государственные субсидии на газ, сразу же подняла стоимость акций таких компаний, как, например, химический гигант BASF. Сообщение о том, что он может дорого перепродать огромные объемы газа, которые получит по дешевке, вызвало немедленный рост котировок акций компании, как сообщают немецкие издания.
"Это начало каннибализма в Евросоюзе"
У богатых свои привычки. Германия может себе позволить потратить на такие меры поддержки своей экономики десятки и сотни миллиардов, да еще и дать своим частным компаниям возможность на этом заработать. Большинство союзных ей государств таких ресурсов не имеют и, кроме того, многие европейские столицы считают планы немцев почти враждебными, так как они могут вызвать новый виток инфляции в зоне евро и дают немецким компаниям конкурентные преимущества перед соперниками в других государствах Евросоюза.
Конфликт между союзными столицами и Берлином, который продолжает воплощать на практике так возмутившие альянс меры спасения своей экономики и населения от кризиса сверхвысоких цен на энергоносители, в очередной раз демонстрирует, за кем в "союзе равных" остается решающее слово. А также заставляет европейские столицы нервничать и сомневаться в том, что могучая Германия и в самом деле придет им на помощь в случае катастрофической нехватки энергоресурсов наступающей зимой.
Ранее Брюссель и многие национальные столицы резко критиковали антикризисный план Берлина защитить население и предприятия большинства секторов промышленности от высоких цен на газ и электричество посредством инвестиций на общую сумму 200 миллиардов евро, сочтя его эгоистичным, не учитывающим интересы других союзных государств.
"Действия, предпринятые на национальном уровне, имеют серьезные последствия для других стран альянса. Поэтому скоординированный подход на общеевропейском уровне важен как никогда", – прокомментировал конфликт комиссар Евросоюза по делам экономики Паоло Джентилони. Реакция со стороны испанских, итальянских и французских политиков была намного более сильной.
А венгерский премьер Виктор Орбан не преминул отметить, что Германия и другие богатые государства могут себе позволить спасать свои компании, помогая им миллиардными суммами, но менее состоятельные страны не в состоянии это сделать. "Это начало каннибализма в Евросоюзе. Брюссель должен что-то с этим сделать, потому что это разрушит европейское единство", – процитировали Орбана европейские издания. Но Еврокомиссия ничего с "этим" сделать не может.
Никаких поблажек и уступок союзникам
На поверку оказалось ложным наделавшее шуму сообщение агентства Bloomberg о том, что немцы якобы поддержали выдвинутое Еврокомиссией предложение о новом совместном заимствовании странами альянса средств на борьбу с рецессией и холодом на манер того, как для борьбы с последствиями пандемии был создан антикризисный фонд "Новое поколение ЕС". Берлин категорически отказался вновь "за компанию" брать в долг, а затем раздавать деньги "бедным" странам в виде грантов, беря на себя обязательство вернуть кредиторам чужие долги.
Приободрившись на волне слухов о новом кредите, вроде бы пошел вверх евро, но после опровержения Берлина он вновь упал до рекордно низкой по отношению к доллару отметки. Согласие Германии на общеевропейский кредит означало бы, что она свернет свою "опасную" национальную программу спасения, и "лишние" деньги в обороте не появятся.
Вливание в экономику пары дополнительных сотен миллиардов в виде "подарка" бедствующим, несомненно, немного подхлестнет и без того пугающую инфляцию в зоне евро, но Берлин полагает, что спасение национальной экономики сейчас важнее, чем борьба с ростом цен. Никаких уступок и поблажек никому, а особенно союзникам – такой, похоже, принцип взяло на вооружение немецкое правительство, очевидно убедившись в том, что от соседей зимой толку все равно никакого не будет.
А кроме того, у правительства Германии, очевидно, есть основания не доверять уверениям в солидарности как минимум одной соседней страны, пока спецслужбы не выяснят истинную подоплеку диверсии на газопроводах семейства "Северного потока", диверсии, по сути дела, почти лишившей Германию возможности в случае угрозы обвала экономики воспользоваться последним запасным вариантом наладить снабжение природным газом.
Думается, Берлин все же прав, полагая, что падение немецкой экономики неизбежно вызовет цепную реакцию падений экономик других стран Евросоюза. А будучи вытащенной из кризиса, пусть и такой ценой, она, как обычно, потянет за собой остальных. Ну а что до европейской солидарности, то она, конечно, каннибализмом, как считает Виктор Орбан, не обернулась, но в данном случае может стать тем камнем, что утянет на дно экономику всего альянса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.