Президентский пасьянс: зачем руководители Литвы начали гадать на НАТО

© РИА Новости

Тема: Спецоперация России по защите жителей Донбасса

Никому не сообщали, но всем известно, зачем глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис 4-5 марта улетел за океан – чтобы в Вашингтоне провести час в компании госсекретаря США.

Президент Литвы Гитанас Науседа после возвращения из Варшавы, где Джо Байден встречался с лидерами Бухарестской "девятки", не давал комментариев прессе.

Если доводилось касаться темы минисаммита, предельно скупо делился впечатлениями от дискуссии с американцем. Ограничивался короткими репликами вроде "договорились продолжать поддерживать Украину" или "укреплять региональное военное сотрудничество".

Удивительно, но примерно так вели себя по отношению к СМИ президент Латвии Эгилс Левитс и глава Эстонии Алар Карис. Год или два назад прибалтийские вожди взахлеб рассказывали бы, как внимали президенту США, а он прислушивался к собеседникам, боясь пропустить эдакое принципиальное и решающее.

Что случилось в Варшаве, Ваше Превосходительство господин Науседа?

Приключения на берегах Вислы

Литовец летел в Польшу к Байдену с докладом, заранее согласованным с лидерами Эстонии и Латвии. Вот фрагмент выступления:

"В отношении России и [президента Владимира] Путина у нас нет иного пути – только сохранять твердость, единство, соблюдать принципы международного права, не давать Кремлю даже допустить мысль, что он чего-то может добиться своей агрессивной политикой. Мы обязаны соблюдать этот принцип, в противном случае мы заставим Россию поверить, что она может так поступать, и в будущем столкнемся с проблемами. В мире всем очевидно – Москва не вынесла урок и продолжит агрессивную политику, если мы позволим ей это сделать".

Ваше Превосходительство, во-первых, пора отказаться от привычки говорить за весь мир, поскольку даже в G-20 не менее ½ членов симпатизирую России хотя бы тайно. Во-вторых, не стоит обманываться относительно "мы". Это всего лишь реверанс в сторону хозяев встречи, партнеров по Бухарестской "девятке" и в адрес высокого заокеанского гостя, не более. Вместо "мы" вам следует говорить "США", поскольку из участников варшавских посиделок только Америка в состоянии что-то противопоставить России. Все другие, включая Польшу, хотели бы, но не в состоянии.

Впрочем, спич президент подготовил, но не огласил. Тому нашлись причины. Вот что пишет The Wall Street Journal.

В Варшаве Джо Байден приструнил чрезмерно резвых лидеров Восточной Европы за их бесконечные призывы к Украине бороться до военной победы. В частности, хозяин Белого дома подчеркнул: Киеву вместе с его восточно-европейскими друзьями следовало настаивать на завершении конфликта дипломатическим путем летом или в начале осени 2022 года. Время упущено, возвратиться к столу переговоров очень сложно.

Издание подробно рассказывает, каким конкретно оказалось давление, какие заявления ему предшествовали и какие последовали. Литовская пресса ни о чем подобном не пишет и вообще не упоминает публикацию в The Wall Street Journal. Понятно, по какой причине.

Что Америке хорошо, Литве - смерть

Предложение американского лидера завершить конфликт мирными переговорами Литву не устраивает. Она не опасается быть втянутой в войну с Россией и постоянно выступает за усиление вооруженных сил Украины, рассчитывая только на ее победу на поле брани.

"Никаких переговоров о прекращении огня, тем более – о мире" – основополагающий принцип Вильнюса. Координированные призывы западных европейцев "сесть за круглый стол" его пугают до смерти.

Литва со скрипом приняла идею гарантий безопасности Украине, придуманных в Америке. Вильнюс оценил предложение, как диверсию против западных ценностей, единства союзников Киева и как прелюдию к дискуссиям о мире на уровне НАТО.

Если президент Польши Анджей Дуда называет гарантии важными для поддержания морального духа укропов, то на конференции по безопасности в Мюнхене Гитанас Науседа преуменьшал их необходимость. Правда, после взбучки от Байдена быстро изменил свои взгляды.

Батальоны просят огня

Один из парадоксов текущего момента заключается в том, что объединенные в военный блок 30 стран своими боевыми возможностями ничего не в состоянии противопоставить РФ. Точнее, страны, составляющие хребет НАТО, помогают "капельно". И речь идет совсем не о тех каплях, которые камень точат.

Невзирая на факты, по инерции в Вильнюсе продолжают рассуждать о мощи Североатлантического альянса. Однако серьезные политики вслух задумываются – блок в состоянии защитить Украину и своих слабых участников? Заклинания о 5 статье договора НАТО уже не успокаивают. Конечно, Украина не член военного союза, но кто даст гарантии, что на ее месте не окажется, допустим, Литва с членским билетом альянса за пазухой?

Очевидно, что поставленное в 2022 году для нужд ВСУ оружие и боеприпасы к нему на поле боя иссякают, штаб-квартира НАТО оперативно восполнять резервы не в состоянии. Есть и другие проблемы. Например, Брюссель не может повлиять на политические и военные решения Киева. Вызревающий "котел" у Бахмута – лучшая иллюстрация. Если город не представляет стратегической и даже тактической ценности, как утверждают литовские профессиональные военные (аналогичного мнения придерживаются в армиях многих стран), стоит ли его оборонять с упорством обреченных?

В этой ситуации молчание руководителей и лидеров крупных стран НАТО походит на преступное поведение по отношению к будущему Украины.

Тихо, сам с собою

В Вильнюсе затихли восторги и похвалы в адрес Североатлантического альянса. Чему радоваться, если на саммите НАТО в Мадриде в июне 2022 года условились передислоцировать из ФРГ в Литву полноценную мотопехотную бригаду численностью в 5000 военнослужащих со штатной техникой. Почти год минул, не сделано ничего. Берлин с решением не торопится, считая, что острой необходимости в переводе соединения нет.

Министр обороны Германии Борис Писториус 7 марта в ходе визита в Литву сильно разочаровал руководителей Литовского государства. Немецкий министр прямо спросил хозяев: действительно ли вам нужна постоянно дислоцированная бригада?

Он склонен перенести решение этого сложного вопроса на очередной саммит НАТО. Тем более, он состоится в июле именно в Вильнюсе. Фактически немцы предлагают передоговариваться об уже договоренном. Что характерно, в штаб-квартире альянса Берлин в этом предложении поддерживают.

На этом фоне 6 марта Госсовет обороны Литвы принял решение о формировании собственной мотопехотной дивизии численность до 17 тыс. штыков. "За счет своих средств", – не приминул подчеркнуть военный министр Арвидас Анушаускас, явно намекая на самостоятельность принятого решения.

Конечно, его нельзя расценивать, как дистанцирование от НАТО. Но как первый сигнал можно вполне.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.