Президент Литвы Гитанас Науседа: сегодня чем дальше от Польши, тем спокойнее

© РИА Новости

В мае 2023 года руководитель Литвы отказал президенту Польши в просьбе разместить ограниченный военный контингент из Siły Zbrojne Rzeczypospolitej Polskiej.

Президент Польши Анджей Дуда рассказал, что киевляне во время встречи в формате Люблинского треугольника просили Вильнюс и Варшаву поддержать членство Украины в НАТО. По оценке Дуды, "разговор был очень четким – украинские военные давно готовы стать частью трансатлантического альянса".

"Треугольник" способствовал этому в немалой степени. Сформированная польско-литовско-украинская бригада PolLitUkr brig (в Литве ее называют LitPolUkr brig, подчеркивая свою ведущую роль) проводит совместные маневры, "героические украинцы учатся действовать по стандартам НАТО". Но, по словам Дуды, препятствия возникают, когда речь заходит о политических решениях.

Что он имел в виду, стало известно на финише июля.

Поляки соображают на троих

Бывший руководитель НАТО (2009-2014) Андерс Фог Расмуссен не исключает, что страны альянса в индивидуальном порядке могут ввести войска на Украину. Предположение прозвучало после того, как стал известен факт переговоров президентов Гитанаса Науседы и Анджея Дуды о совместном оборонном проекте.

Суть его проста: Варшава вводит на территорию Литвы мотопехотную бригаду, призванную повысить уровень безопасности Вильнюса – раз, нависнуть над Белоруссией с севера – два, показать готовность защищать от российской угрозы с северо-запада и белорусской с юго-востока перешеек, известный как Сувалкский коридор.

Таким нехитрым образом сковывается белорусская армия и размещенные по соседству российские части, что облегчает Киеву защиту белорусско-украинской границы на всем ее протяжении (длина более 1080 км) от Бреста до Гомеля.

Волынская, Ровенская, Житомирская, Киевская и Черниговская области получают возможность больше ресурсов выделять на левобережье Днепра, где происходят самые главные военные события. Это, в свою очередь, существенно повысит наступательные возможности ВСУ за счет свежего личного состава, оружия и техники из областных резервов.

Хороший план. Президент Дуда и его генералы рассчитали верно: литовское руководство ожидает подкрепление из Германии, но немцы не торопятся с передислокацией мотопехотной бригады, несмотря на принятые обязательства на саммите НАТО в Мадриде и подтвержденные в Вильнюсе. Деваться Литве из страха перед Союзным государством РБ и РФ некуда, должна она решиться на альтернативный вариант.

Главнокомандующий литовской армией Науседа задумался, на всякий случай упомянул в годовом докладе "отличные отношения с поляками и диалог о планах обороны "коридора", но в итоге отказал Варшаве. Главный посчитал, что ее невинное предложение вполне может обернуться авантюрой по втягиванию Литвы в охранную или боевую операцию на Украине.

"Треугольник" ожидал иного решения, однако Науседа в известном смысле оказался провидцем. Польша действительно сколачивает коалицию, готовую под любым предлогом – например, под флагом миротворцев – войти на Украину.

При этом, отмечает Расмуссен, пятая статья устава Северного альянса не будет гарантировать Варшаве военный "зонтик". Блок ограничится лишь помощью техникой, боеприпасами и, возможно, финансированием. Тем не менее конфликт приобретет характер континентальной войны.

Литва не прочь поучаствовать в ней чужими руками, но совать собственные в пылающие угли у нее желания нет – такой вывод можно сделать из позиции президентуры.

Рушится еще не построенное

Не исключено, что по этой причине провалился "круглый стол" на тему "Как Польша будет защищать Литву". Команда президента Науседы и военные проигнорировали намеченное депутатами Сейма мероприятие. Стратегические цели у Вильнюса и Варшавы общие, заключаются в поражении России, а механизмы достижения разные. Они не работают синхронно, что хорошо для Москвы, но плохо для Киева. И слава Богу.

Однако "ястребы" без влияния извне с избранного пути не сойдут, будут искать консенсус. В этом смысле Российской Федерации выгодно сосредоточиться на расколе единства, замешанного на русофобии. Использовать можно и тайные пружины неожиданного политического торможения на магистрали "Варшава-Вильнюс".

Например, последнему очень не нравятся статьи в украинских пабликах о готовящемся вторжении поляков и литовцев. Польская Niezależny Dziennik Polityczny тоже пишет, что готовится развертывание польско-литовского контингента для "похода на Восток".

Вот и на заседании Совбеза России фактически прямым текстом было сказано о высокой вероятности интернационализации украинского конфликта. По данным агентов российской внешней разведки, США намерены бросить на амбразуру как раз Польшу с Литвой. А это, как все прекрасно понимают, означает прямое включение Североатлантического альянса в боевые действия.

Природу гиены не изменить

Есть у литовского руководства еще одна причина не слишком доверять польскому. Оно не скрывает, что выстраивает внешнюю политику с учетом возвращения исконных земель. Они есть и в Литве – Вильнюс, Тракай. Друскининкай, Швенченис с прилегающими районами или их частями.

Ценность Вильнюса для Варшавы трудно переоценить. Веками здесь процветала польская городская культура, а нынешних титульных допускали в город, как и в городах Западной Украины, через одного и только для выполнения черной работы.

Жесткую полонизацию, давление на коренное население, попытки насильственным образом привить польскую идентичность – все это литовцы испытали на себе в первой половине прошлого столетия.

Для Польши взять реванш за 1939 год – потаенная мечта. Не исключено, что просьба Анджея Дуды к Науседе принять польский контингент была первым пунктом масштабного плана по возвращению земель. Как точно подметил президент России, перспектива очевидна – если польские жолнежи войдут, то и останутся. "Причем навсегда", – сделал акцент Владимир Путин.

Ответная реакция со стороны Москвы в этом случае будет незамедлительной и, разумеется, очень болезненной для Вильнюса. Поэтому в литовской столице отдают себе отчет – в данный момент чем больше дистанция до Варшавы, тем спокойнее жизнь. А дальше будет видно, к какому берегу плыть.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.