Бродячие артисты Пригожина заставляют дрожать и Вильнюс, и Варшаву

Тема: Спецоперация России по защите жителей Донбасса

Литва и Польша пытаются "под "Вагнер получить как можно больше денег для борьбы против, как говорят Вильнюс и Варшава, "белорусско-российской угрозы".

Примерно 100 "вагнеровцев" покинули полевые лагеря в белорусских Осиповичах (райцентр расположен в 97 километрах от Минска между Марьиной Горкой и Бобруйском, рядом с автомагистралью "Минск-Гомель") и двинулись в Брест.

Может, на экскурсию в легендарную крепость. Или на традиционный праздник Дня города под названием "Берестье-2023", который как раз проходит 28-30 июня.

Но факт появления "музыкантов" у границы с Польшей до такой степени напугал премьер-министра Матеуша Моравецкого, что варшавянину привиделся самый черный сценарий, в котором российская ЧВК начинает гибридную атаку против страны Белого Орла.

Проснувшись, пан Матюш (это домашнее, уменьшительно-ласкательное имя главы правительства) понял: с атакой явно перегнул палку и попытался выправить оплошность. В новом сценарии бродячие артисты идут к границе, чтобы помогать нелегальным мигрантам, и, возможно, сами попытаются просочиться через кордон под видом беженцев. Что, разумеется, тоже создаст дополнительные риски для Rzeczpospolita Polska.

Удивляться фантазиям не приходится. "Божий дар" (это перевод имени Матеуш с древнееврейского) – человек нервный, возбудимый, остро реагирующий на происходящее и способный на дикие выходки, поскольку чрезвычайно впечатлителен.

Божий дар и яичница

Президент Литвы Гитанас Науседа умеет сохранять самообладание, но и его свежая новость о "музыкантах" не оставила равнодушным. Чтобы понять тревогу, нужно вспомнить преддверие вильнюсского саммита НАТО.

За трое суток до встречи в "верхах" Науседа вместе с польским и латвийским коллегами Анджеем Дудой и Эгилсом Левитсом написали письмо Йенсу Столтенбергу, в котором предупреждали об угрозе тесной военной интеграции Москвы и Минска – она подрывает безопасность региона и всего евроатлантического пространства.

Троица не оставила без внимания размещение российского тактического ядерного оружия в Белоруссии, назвав передислокацию "эскалационным шагом, прямой угрозой безопасности альянса, еще одним грубым нарушением Рамочного акта НАТО–Россия и живым доказательством того, что этот документ больше не действует".

Не были обойдены и "музыканты". Они "создают риски для политической стабильности в Белоруссии и, как следствие, потенциальную потерю контроля над обычными и ядерными вооружениями. Наличие "вагнеровцев" может заставить Белоруссию возобновить провокации с мигрантами на границах ЕС".

Президент Дуда даже заявил – появление "Вагнер" является очень негативным сигналом для его страны.

Было, от чего взволноваться и главе Литвы, читая утренние газеты. Кстати, у него появился повод еще раз напомнить штаб-квартирам НАТО и Европейского союза о насущной необходимости срочно укрепить свои восточные границы в ответ на дислокацию "боевиков частной военной компании" в 150 километрах от Литвы и в 361 км от Польши.

Как здесь не поддеть литовское руководство? Разве "колючка" или, как ее называют в документах, "физический барьер" вдоль границы не спасет страну от бродячих артистов? Если верить главе МВД Агне Билотайте, "стена" протяженностью 550 километров обошлась налогоплательщикам и государству примерно в 41 миллион евро, породив у доверчивых простаков иллюзию безопасности, которую еще и пресса раздувала.

На деле получился очередной "пшик". Даже деревенских грибников "колючка" не останавливает. Что касается ЧВК, эта компания методично выдавила лучшие бригады ВСУ из Артемовска (Бахмута). Через жалкую нитку колючей "концертины" "музыканты" пройдут в Литву как раскаленный нож в брусок сливочного масла.

Сдерживающий фактор

"Вагнеровцы" напрягают Батьку готовностью прогуляться на экскурсию в Варшаву и в Жешув. При этом президент Александр Лукашенко подчеркнул во время встречи в Санкт-Петербурге с Владимиром Путиным: у белорусской стороны нет желания передислоцировать ЧВК. Согласно договоренностям, она продолжает располагаться в центральной части страны.

Можно сказать, там появился региональный стабилизатор, заставляющий НАТОвских соседей считаться с изменившейся архитектурой. Ведь кем много лет была Белоруссия для Европы? Государством под санкциями, которое не пускали на рынки ЕС. Для Брюсселя сотрудничество с Минском носило мессианский характер. То есть характер включения белорусов в свою обойму, но никак не признания геополитического выбора таким, каким его признал белорусский народ на референдуме.

В политике добрососедства Европейского союза в отношении Белоруссии всегда звучал негативный для Брюсселя фактор. Это фактор наличия Союзного государства РБ и РФ. Четко признавалось, что такая геополитическая реальность для ЕС является нежелательной. Объяснялось примитивно: мол, Белоруссия не является независимым суверенным государством.

Между тем очевидно, что постсоветские интеграционные процессы для Минска более эластичны, чем евроатлантические, которые громоздки в контексте принятия решений.

Ситуация в ЕС такова, что его члены на 2/3 в этом процессе руководствуются своими обязательствами перед союзниками. Только 1/3 – это маневр собственных возможностей. А Литва на 100% в принятии решений замкнута на Брюссель или Вашингтон – факт сомнению не подлежит.

В такой ситуации у Варшавы, которую поддерживает Вильнюс, никогда не исчезало желание наложить лапу на западную часть белорусских земель. Возможно, оперативно-тактические военные планы существуют. Но присутствие ЧВК "Вагнер" под Осиповичами принуждает отправить их в архив.

Границу на засовы

Влиять на ситуацию литовцы и поляки пытаются. Например, готовы полностью закрыть свои границы, да еще латышей агитируют. У МВД Польши уже есть сценарий по полной изоляции Минска, "если будут серьезные инциденты с ЧВК, завезенной Лукашенко в его страну". Об этом лично заявил варшавский министр внутренних дел Мариуш Каминьский.

Из Вильнюса его поддержали: "Любая серьезная провокация на границе Польши, Литвы или Латвии будет встречена совместной, твердой, продуманной и солидарной реакцией наших стран".

Однако интуиция подсказывает: как прибалты, так и поляки бродячим артистам без надобности. Разве что поглядеть с любопытством на мокрые от страха панские штаны. Если 100 человек до смерти напугали польского премьера, скольких глав европейских правительств в состоянии напугать "оркестр из 25 000 музыкантов"?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.