"Или как хотим мы, или никак": консерваторы ведут Литву к диктатуре

В 1990 году литовские политические жулики обещали народу к 2000 году уровень жизни, как в Португалии, к 2010 – как в Скандинавии, к 2020 – как в Швейцарии. Народ прохиндеям верил.

В первой декаде сентября правящая консервативная партия "Союз Отечества" на съезде утвердила программу на ближайшую перспективу. Назвали ее пафосно – "Сплачиваемся защищать и возвышать Литву". Председатель партии Габриэлюс Ландсбергис, комментируя документ, гнал пургу о современной геополитической ситуации, ответственности, укреплении национального и экономического фундаментов и прочие тезисы.

Другими словами, как в 1990 году, обещал безоблачное завтра.

Хуже, чем может быть

Консерваторам не повезло с Ландсбергисом во главе политического движения. Более неуважаемого человека в стране найти трудно. По заказу издания "Летувос ритас" мониторинговая компания "Вилморус" провела опрос общественного мнения, результаты которого ошарашивают. Из более 1000 респондентов 71,5% оценили лидера "Союза Отечества" отрицательно, только 12,8% – положительно.

Неудивительно, что неофициальном лицом консерваторов стала премьер Ингрида Шимоните, хотя у нее рейтинги тоже отрицательные, как и всех министров ее кабинета. Прежде дисциплинированная партия расколота на группировки, внутри которых есть желающие подвинуть Ландсбергиса.

Во главе самых непримиримых критиков стоит ветеран литовской политической сцены Аудронюс Ажубалис. Бывший глава МИД не скрывает – Ландсбергис в роли партийного вожака представляет опасность, особенно если ситуацию оценивать с государственных, а не партийных позиций. Взгляды Габриэлюса левеют. Он уже не классический консерватор с присущими такому политику ценностями, а больше либерал правого толка, сеющий в стране хаос, превращая решение любого вопроса в шоу.

Плохое обыкновенное чудо

Переживал бывший министр иностранных дел не напрасно. 24 сентября стало известно, что в список кандидатов от консерваторов включены под №1 премьер Шимоните, далее рейтингован Ландсбергис, а №3 стала министр соцзащиты и труда Моника Навицкене. Фамилия единого выдвиженца будет названа 11-12 ноября, объявил исполнительный секретарь "Союза Отечества" Мартинас Превялис.

Абсолютно не исключено, что этим человеком станет Габриэлюс Ландсбергис. 300 000 избирателей у партии имеется, электорат наверняка удастся удержать. Фамилия не просто на слуху – она хоругвь для литовских консерваторов, политссыльных, христиан разных оттенков и русофобов. При наличии таких "костылей" можно с успехом претендовать на любой выборный государственный пост.

Кстати, наш герой уже начал предвыборную агитацию с атаки на "Московию" и "московитов". Это беспроигрышный ход. Нет нужды детализировать, поскольку можно пересказать в двух словах: Россия во все века была империалистом, ее вожди – оккупантами по отношению к Польше и Литве, но к Литве в первую очередь. Когда Екатерина II Великая сказала, что Польша есть государство недружественное, которое должно исчезнуть, по версии Ландсбергиса, царица имела в виду именно Литву.

Исторические изыски консерватор продолжал в этом же ключе, пока не добрался до основного тезиса: бывшие европейские колонизаторы покаялись перед угнетенными в прошлых веках народами, а Москва – нет, поэтому как последняя империя заслужила уничтожение. Причем состояться финал может еще в первой четверти ХХI века, то есть в 2024 или 2025 году, а первую скрипку придется играть, конечно же, Литве под предводительством Габриэлюса Ландсбергиса.

Он лучше остальных понимает: в данный момент республика – "как Западный Берлин времен "холодной" войны ХХ столетия": "Не хотел, чтобы на очередных выборах главы государства кандидаты говорили о вопросах благосостояния, которые президенты решить не могут. Надо говорить о том, как оставаться в безопасности на протяжении десятилетий".

"Обобщение войны будет политическим. И если Московия сможет обобщить войну, как какую-то свою победу, то это будет только подготовкой к новой войне". Чтобы подобного не случилось, по словам лидера консерваторов, необходимо военное и политическое поражением России.

Такой сценарий был бы идеальным, гарантировал безопасность Литве, а пока она находится в опасном положении – с одной стороны Калининград, с другой Белоруссия, и "литовцам нужно ложиться спать, укладывая пистолет под подушку".

Наслушаешься подобного высокопоставленного бреда и уже не удивляешься скорости, с которой официальный растоптал добрососедские отношения с Москвой и Минском, влившись в антироссийский проект США. Но наслаждение, с которым в литовской столице выполняют работу, для них уготовленную, продолжает удивлять.

Несмываемое пятно позора

При этом лидер консерваторов категорически не согласен, когда его партию именуют "партией войны". Если верить агентству ELTA, ярлык навесил социал-демократ Гинтаутас Палуцкас. Парень честный и грамотный обвинил консерваторов в склонности к крайностям, воинственности и в чрезмерной конфликтности. Причем, по словам соцдема, активисты "Союза Отечества" от клейма не отмахиваются. Они действительно считают себя воинственными, поскольку наследуют традиции англосакской политической культуры с ее "ястребами", пропагандируют милитаризацию Литвы, продвигают концепцию агрессивной внешней политики.

"В партии открыто говорят о современном видении холодной войны, необходимости вооруженного противостояния России, готовности быть сильными, – утверждает Палуцкас, признавая, что такие взгляды ощутимой пользы стране не приносят. – Консерваторы конструируют их через конфликты в ущерб государству".

На языке "партии войны" это почему-то называется миссионерством, отрицающим любые альтернативные поведенческие модели по принципу "или как хотим мы, или никак". А это, полагает депутат парламента, социал-демократ Гинтаутас Палуцкас, прямая дорого к диктатуре.

Немало среди литовских консерваторов так не считающих. Однопартиец, тем более глава политического движения в кресле главы государства, по их мнению, это заслуженно, престижно и знаково. Надеются получить после выборов в мае 2024 года "шикардос", а могут получить грандиозный по меркам Восточной Европы "попадос".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.