Прибалты опускают "железный занавес" на границе с Белоруссией и Россией

Пограничная служба Латвии

Анастасия Кулик

Погранпереход "Силене – Урбаны" на латвийско-белорусской границе функционировал в обычном режиме, а 19 сентября официальная Рига приостановила его работу.

Дурной пример заразителен – вслед за литовцами латыши опустили свою секцию "железного занавеса" между Евросоюзом и его восточными соседями. Рига приняла решение временно остановить на границе с Белоруссией работу контрольно-пропускного пункта "Силене" (с сопредельной стороны – "Урбаны").

Чиновники МВД Латвии сообщили: "В целях обеспечения неприкосновенности государственной границы и предотвращения угрозы государству в связи с нелегальной миграцией приостановлена работа пункта пропуска "Силене".

Несолидное заявление. Разве нелегалы ломятся в Латвию через КПП? Может, закрытый за амбарный замок шлагбаум способен обеспечить неприкосновенность государственной границы? Как первое, так и второе достигается совсем иными методами.

Впрочем, говорить боссам МВД можно всякое, но факт есть факт – единственным легальным каналом Латвией и Белоруссией остался погранпереход "Патерниеки" (с белорусской стороны "Григоровщина"). В целом картина трагична. Еще месяц назад в Литве работали шесть таких погранперехода и два в Латвии. По состоянию на 19 сентября осталось четыре в Литве и один в Латвии.

Занавес!

Вот и ответ на вопрос, кто возводит новый "железный занавес" между Западом и Востоком, кто отгораживается от Союзного государства Белоруссии и России, от стран СНГ. Разница только в том, что строят его не поперек Германии, а на 1000 километров восточнее снесенной Берлинской стены. Но инженеры, прорабы и каменщики – все те же воротилы, а финансируют проект США, как и в прежние годы.

Не стоит обольщаться оговоркой МВД ЛР о "временной приостановке". В Прибалтике не бывает ничего более постоянного, чем временное. Однако ради соблюдения приличий и имитации заботы о людях приграничья в Латвии сделали хорошую мину:

"Чтобы существенно не влиять на грузоперевозки, на срочно необходимые поездки, связанные с постоянным выполнением трудовых отношений, с гуманитарными соображениями, с форс-мажорными обстоятельствами" соседний погранпереход "Патерниеки – Григоровщина" продолжит работу.

Конечно, одна щель между странами лучше, чем ни одной. Но нужно правильно понимать общую ситуацию. После остановки работы КПП в Польше и Литве тысячи водителей переориентировались на маршруты в страны Европейского союза через Латвию. Это лишние сотни километров, но иного выхода нет. "Силене – Урбаны" могли пропускать 200 грузовых и 300 легковых авто в сутки. Фактически обслуживали меньше, но дело худо-бедно двигалось.

Сейчас водители вынуждены наматывать лишние 150 км от Даугавпилса до Верхнедвинска и увеличат очереди как перед деревней Патерниеки в сторону Белоруссии, так и перед селом Григоровщиной в сторону Латвии.

Кому это надо, если ситуация с очередями на границе в сентябре не стала менее напряженной в сравнении с августом? Оформление транспорта в пунктах пропуска как осуществлялось, так и осуществляется с задержками, а нормы пропуска не выполняются.

Ненужно никому, кроме двух министров, искусственно создающих нездоровый приграничный ажиотаж и убеждающих профильного еврокомиссара в необходимости дополнительного финансирования планов по усилению восточной границы Евросоюза. Имеется и меркантильный интерес показать Брюсселю свою личную активность при решении задач в сфере безопасности.

Конфуз приключился

Как известно, 18 августа МВД Литвы "временно" остановило работу КПП "Шумскас – Лоша" и КПП "Твярячаус – Видзы" "для повышения безопасности государства, борьбы против нелегалов и контрабанды". По логике, сократив на 30% количество погранпереходов должна бы на 30% увеличиться безопасность, упасть нелегальный траффик и потоки контрабанды.

Но в приграничье ничего не изменилось. Только пробки по обе стороны границы удлинились на 30%, а на главном КПП "Мядининкай – Каменный Лог" очереди легкового транспорта на въезд в Литву выросли почти в три раза, грузовиков – в полтора. По статистике службы охраны госграницы Литвы, в этом КПП обслуживали в августе в среднем 250 фур и 100 легковушек в сутки при пропускной способности 500 грузовых и 600 легковых авто.

Что касается результатов борьбы против контрабанды, по данным таможенного департамента при Минфине Литвы потоки увеличились, "поскольку боссы преступных кланов опасаются полной блокады границы и наполняют склады контрафактным товаром".

За этими фактами скрываются главные: у Литвы не хватает служащих для содержания границы в надлежащем состоянии. Министр Агне Билотайте очень четко сказала: не хватает пограничников и таможенников.

Предполагалось, что высвободившиеся в Шумскасе и Тверячаус усилят наряды на действующих КПП, но люди уволились по сокращению, воспользовавшись оказией. Единицы проявили настоящий патриотизм, согласившись нести службу в 50-150 километрах от места проживания за мизерное денежное вознаграждение, бесплатные штаны и ботинки.

Аналогична ситуация в погранслужбе Латвии. Она приняла решение о дополнительной мобилизации пограничников, но людей все равно не хватает. На дальних подступах к границе службу несут сотрудники муниципальной полиции, на ближних – государственной. Но те и другие – непрофессионалы, не понимают и не владеют спецификой профессии. Максимум, на что способны невольные волонтеры – проверять документы у водителей, на транспортные средства и грузы.

Литовско-латышский "гнойный аппендицит"

Латвия по примеру Литвы станет "гнойным аппендицитом".

Как утверждает генеральный секретарь литовской ассоциации автоперевозчиков Linava Зенонас Буйвидас, планы МВД по "оптимизации погранпереходов" негативно скажутся на транспортной отрасли, ухудшат имидж Прибалтики как транзитного региона.

"Если колеса крутятся, мы зарабатываем. Когда стоим – не зарабатываем. Такова профессия. Мы не можем указывать политикам, но они должны контролировать ситуацию, не превращать страны из транзитных в гнойные аппендициты".

Действительно, растущие очереди из автомобилей ведут к разорению мелких транспортных компаний и меньшим поступлениям госбюджеты Литвы, а теперь и Латвии.

При этом кто бы из чиновников двух стран не говорил, между строк всегда речь идет об изоляции Белоруссии и Российской Федерации, хотя через прибалтов на восток текут миллиардными еврореками товары со всей Европы. В частности, только в Белоруссию за половину 2023 году поставлено грузов на миллиард, в Россию – более, чем на миллиард. А еще товары следуют в Среднюю, Центральную и Юго-Восточную Азию, в страны Кавказа, впрочем, по всему миру.

Рано или поздно европейцам придется прихлопнуть вредную самодеятельность Вильнюса и Риги. Совсем не случайно президент Гитанас Науседа, например, крайним вариантом называет полную блокаду границы и против подобных планов МВД своего государства.

Бывший дипломат Антанас Валенис называет остановку работы международных КПП "вредной": "Европейские экспортеры, особенно из южной части континента, всего лишь выберут альтернативные дороги и продолжат получать пусть немного меньшую, но прибыль. А экономики Литвы и Латвии в итоге получат только убытки, поскольку управляются людьми недальновидными и явно необремененными умом".

Наверно, Валенис прав. Тем более, что запущенный гнойный аппендицит неизбежно ведет к перитониту, после которого наступает летальный исход. Ой, как бы большой беды не приключилось.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме