Денег у Литвы нет. Проект бюджета на следующий год дефицитный на грани возможного, расходы почти на три миллиарда евро превышают доходы. Но президент Гитанас Науседа требует от правительства изыскать сумму в размере 3% внутреннего валового продукта для нужд Минобороны. Премьер-министр Ингрида Шимоните согласна выделить лишь 2,71% ВВП. Это около 2,06 млрд евро. Столько же кабмин дал и в 2023 году.
Люди в погонах протестуют, у них обширные планы перевооружения и увеличения численности армии, двух миллиардов им мало. Тем более, что с учетом инфляции, денег у военных окажется меньше, чем в году завершающемся.
Науседа по прозвищу "3%"
Генералов можно понять. Они заключили с американской компанией Raytheon Missiles and Defense сделку на 94 млн евро. Будут куплены 36 ракет средней дальности AMRAAM. Их можно применять в комплексе с системой ПВО NASAMS. Однако министр обороны Арвидас Анушаускас отметил – хотя покупка лишней не окажется, она "не изменит базовый военный баланс в регионе, угрозы государству остаются".
К слову, для нужд Киева литовцы оплатили партию систем запуска ракет NASAMS. А вот планы по развертыванию легкой пехотной дивизии для собственной армии придется отложить, в долг взять не получится. Премьер Шимоните говорит, что из-за установленных ограничений на заимствования она не видит возможности брать кредиты, чтобы выделить требуемые 3% ВВП. Для тех, кому интересны детали, цитируем ее доклад президенту республики.
"Планируемый дефицит бюджета уже находится на пороге Маастрихтского критерия. Формальный предел вступит в силу с 2024 года, поэтому я боюсь, что в бюджете следующего года таких возможностей просто не будет".
То есть качественных скачков в сфере укрепления национальной и региональной безопасности не предвидится. Эта новость по уровню трагичности подобна гибели Помпеи в момент извержения вулкана. Очень желал Гитанас Науседа создать ощутимые зачатки формирования собственной дивизии, стоять в праздники на трибуне и подбадривать своих марширующих "деревянных солдатиков".
Буря в дырявом ведре
Неоптимистичные новости породили немало недовольства: решенный вопрос придется решать снова, а "планы Москвы по оккупации Литвы нам уже известны, нужно быть в полной боевой готовности".
Заявление принадлежит председателю парламентского комитета по безопасности и обороне, нашему старому знакомому Лауринасу Касчюнасу. Без его "пяти копеек" в Литве не обходится ни одна проблема. Правда, комментарии у депутата Сейма на одну колодку – антироссийские.
По расчетам консерватора Касчюнаса, даже бюджет в 4% ВВП не позволит быстро сформировать дивизию. Нужно вводить новые налоги, а сегодняшние ресурсы выгоднее инвестировать в инфраструктуру для немецкой мотопехотной бригады, которую Берлин обещает передислоцировать под Вильнюс в 2026 году.
Парламентская оппозиция против увеличения налогового бремени, роста военных расходов, закупок нового вооружения и вообще ведет себя иной раз не слишком патриотично. В нашем случае противники консерваторов говорили голосом Дайнюса Гайжаускаса. Он напомнил о том, что по размерам военных расходов Литва входит в пятерку лидеров НАТО, поэтому нет смысла "выпрыгивать из штанов" и пытаться достичь новых высот.
Оппозиция хотела бы услышать отчет об использовании ранее выделенных средств и понять, насколько они эффективно вкладываются. Глава министерства не в состоянии рассказать, на какие цели и в каких масштабах расходуются деньги. Ведь по меркам Литвы для Анушаускаса выделяются огромные средства, но их, возможно, "вливают в бочку без дна".
Есть и третье мнение, социал-демократов. Довиле Шакалене утверждает, что в СДПЛ понимают рамки главного финансового документа, поэтому предлагает думать, откуда получить дополнительные миллионы евро, а еще лучше – миллиард.
Россияне помогут
"С 2014 года военный бюджет Литвы вырос вдвое. Дальше наращивать в ущерб иным сферам государственной жизни невозможно. Но деньги военным нужны? Значит, нужно изыскивать", – заявила в парламенте социал-демократка. Она не догадывалась, как близко подошла к планам, прорабатываемым в недрах военного ведомства.
Генералы придумали зарабатывать, восстанавливая битые или сломавшиеся в украинских степях немецкие танки Leopard. Технику поставит Киев, запасные части – Берлин, Вильнюс даст рабочие руки. Тем более, им уже приходилось возвращать в строй разбитые самоходные гаубицы PzH2000.
Ремонт одного танка стоит от 100 до 200 тыс. евро. По слухам, участники СВО ВС РФ намолотили более 50 единиц. Если их пропустить через ремонтные предприятия Минобороны, от 5 до 10 млн евро можно заработать. Столько же на гаубицах и ствольной артиллерии, БМП, БТР, бронированных внедорожниках и пикапах.
Россияне в силу складывающейся ситуации не в пользу ВСУ на левобережье Днепра, Донбассе и под Харьковом, обеспечат литовских ремонтников новыми заказами на годы вперед, поскольку раскалывают американские, английские и немецкие "непобедимые" железяки, как орехи. Денежки рекой потекут в Литву. И в долги влезать не придется.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.