Пресса выяснила, что на заседании правительства рассматривался кейс предложений для 12-го пакета антироссийских санкций Европейского союза. Придумали немало, едва уместилось на 40 листах формата А4.
Чуть ниже рассмотрим некоторые предложенные варианты, а пока проанализируем доклад специального представителя Евросоюза по соблюдению санкций Дэвида О’Салливана. Кому, как не чиновнику столь высокого ранга знать все об эффективности предыдущих 11-ти пакетов?
Санкционная облачность
Санкции работают не на 100%, их нужно ужесточать в каждом новом пакете. Об этом на Западе говорят правительства и парламенты. Например, депутаты Сейма Литвы даже предлагали остановить экономические отношения.
Но вот парадокс – спецпредставитель Евросоюза не согласен с идеей полного прекращения торговли с России на том основании, что это недостаточно эффективное решение, которое к тому же будут обходить при помощи новых логистических каналов и новых партнеров.
Дэвид О'Салливан объяснил, почему американский подход к санкциям более жесткий и действенный, чем европейский: "Большинство стран-членов ЕС против экстерриториального навязывания европейских законов, но США действуют именно так. Америка заставляет выполнять свои требования и тех, кто находится вне пределов Штатов. Экстерриториальное наказание за нарушение американских законов может настичь любого и в любой стране".
Европейский подход мягче, но несмотря на условную "мягкость" от него есть эффект в долгосрочной перспективе: "Европейские санкции поспособствуют длительной деградации российской промышленности. Не будет иностранных инвестиций, производственные линии и нефтяные вышки устареют, молодые специалисты массово уедут за границу. России придется тяжело".
В качестве иллюстрации спецпредставитель напомнил, как в 2014 году США заставили французский банк BNP Paribas уплатить штраф в 8,9 млрд долларов за нарушение режима санкций и сотрудничество с Ираном, хотя бизнес-контакты такого рода не были запрещены французскими законами.
О’Салливан будто дикарям проповедовал прописные истины цивилизованного мироустройства. Прозвучавшее стало открытием. В Литве никто из экономистов, политиков и министров никогда подобные нюансы не акцентировал. Стало понятно, почему в Вильнюсе с огромным энтузиазмом поддерживают любые антироссийские рестрикции – кому хочется платить американцам миллиардные штрафы?
Единственный вопрос, терзающий местных русофобов, – c чьей помощью и как Россия обходит ограничения? Наверное, руководителям Литвы ответ известен, но на эту тему они не распространяются, скрывают информацию сознательно, чтобы не выглядеть в глазах населения круглыми дураками, которые давят из последних сил, а задавить не могут.
Спецпредставитель ЕС президенту Гитанасу Науседе неподотчетен. Скрывать ему нечего. Напомнил, что к санкциям ЕС, США и G7 присоединились также Норвегия и Швейцария, но остаются третьи страны, в том числе с сильными экономиками, – Китай, Иран, Индия (например, Пекин с Тегераном помогают России с ремонтом и обслуживанием самолетов).
Через таких партнеров РФ может получать все, что ей нужно. Европа пытается воздействовать на поставщиков-посредников, запрещая им торговать с ЕС. Сейчас в списке компаний, которые больше не получают товар с Запада, значится 17 брендов из Ирана, Узбекистана, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, Сирии и Армении. В качестве механизма давления на правительства таких стран может применяться и напоминание о репутационных рисках или угроза не дать западные инвестиции.
По словам О'Салливана многие правительства обещают призвать своих бизнесменов к порядку, но при этом на практике их позиция не совсем однозначна. Например, около 78% микрочипов, оптики, карт памяти и других товаров попадает в РФ через КНР, хотя в Пекине утверждаю о жестком контроле за бизнесом.
Одним словом, не слишком у Запада ладится с санкциями. Но чтобы сохранить свое лицо и престиж ЕС, Дэвид О'Салливан финишировал, как настоящий казенный чиновник:
"Ремень привода путинской государственной машины стерся, она теряет управление. Эффект, которого не удалось добиться сразу, со временем даст о себе знать. Российская промышленная база будет становиться все слабее".
Странная слабость
Можно возразить, что страны со слабеющей экономикой не запускают космические корабли, не создают новых видов оружия и не ведут грандиозных строек. Но зачем, если каждый видит только то, что желает?
Для официального Вильнюса российская экономика умирающая. Чтобы добить ее окончательно, к 12-му пакету санкций литовцы постарались вписать самые убийственные рестрикции.
Например, предлагается запретить экспорт в РФ лазерных технологий, кнопок канцелярских, гвоздей, иголок для швейных и вязальных машин, пуговицы, неэлектрические радиаторы отопления.
В разделе "Импорт из РФ в страны ЕС" значатся запреты на заключение новых договоров с концерном "Росатом", отказ от российского урана, алмазов, СП-газа, стали и так далее.
Предложения литовского правительства опубликовало издание EUobserver, подчеркнув их серьезность. Куда уж круче, особенно в отношении пуговиц и гвоздей. Нетрудно вообразить одно за другим останавливающиеся предприятия ВПК или "Роскосмоса" из-за хронического дефицита канцелярских кнопок.
Эту чушь собачью придумали не завсегдатаи психлечебницы, а творец государства всеобщего благополучия Гитанас Науседа, суперменеджер премьер Ингрида Шимоните и дипломатический позор Габриэлюс Ландсбергис, написали журналисты сетевого оппозиционного издания "Экспертай".
Они же задали медикам, обслуживающим высшие эшелоны литовской власти, вопрос о состоянии здоровья названных лиц. Мол, на вид люди в светлом уме, чего не скажешь по их решениям. У вождей головы явно бо-бо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.