В Варшаве называют кабмин из 18 человек во главе с новым/старым премьером Матеушем Моравецким "командой экспертов, сосредоточенной на политических вопросах". Судьба у них незавидная: всего две недели, чтобы сформулировать программу и пройти через утверждение в нижней палате (Сейме) парламента, где перевес у оппозиции.
Чтобы остаться, команде Моравецкого необходимо получить от депутатов вотум доверия. Это вряд ли удастся, и Сейм, согласно Конституции, выдвинет собственного кандидата на пост премьер-министра.
Чувствуя скорые и кардинальные изменения, из Вильнюса даже не поздравили польских коллег. "Протокольщики" главы правительства Ингриды Шимоните тоже промолчали.
Что касается преемника Моравецкого, то речь в польском Сейме идет только об одном человеке – Дональде Туске. Словно в насмешку над президентом Анджеем Дудой и лидером партии "Право и Справедливость" Ярославом Качиньским газета Politico назвала самым влиятельным человеком Европы в 2023 году именно Туска, вожака "Гражданской коалиции", сумевшей на выборах 15 октября обесценить акции "Права и Справедливости".
"После восьми лет правления Качиньского страна находится на пороге новой эры Туска, и ветер перемен дует снова. Глава польской оппозиции является надеждой для центристов по всему континенту".
Пан Дональд как бы получил политический карт-бланш европейского масштаба. Неизвестно, что должно приключиться, чтобы он не стал в текущем декабре премьер-министром Польши, вопреки планам дуэта Качиньского-Дуды.
Свежие угли для литовско-польского очага
У руководства Литвы появился шанс вдохнуть жизнь в потухший костер дружбы с Варшавой. Она казалась на века – обе столицы клялись в верности, что-то сообща с Украиной на троих соображали в "Люблинском треугольнике", проводили военные учения, сосредоточившись на защите "стратегически важной полосы региона – так называемого Сувалкского коридора".
Как поляки, так и литовцы при каждом удобном случае вставляли оглобли в российские колеса, то и дело вспоминая, как в начале XVII века принесли "кацапам-москалям" Смуту, пировали в палатах Кремля, грабили древние русские города.
Любовь увяла в одночасье, стоило лишь Варшаве продлить ограничения на поставки зерна в Европу из-за колоссальных убытков. Киев констатировал: "Польша нанесла подлый удар в спину", Вильнюс решил в двусторонние дрязги не вмешиваться. Поляки вызвали в МИД украинского посла: "Цените то, что вам дают. А вообще пора бы запомнить, что Польша действует исключительно в собственных национальных интересах".
Настроения польских политических элит впервые совпало с настроениями народа. Журнал "До жечи" выпустил номер с заголовком "Дружба трещит по швам", немецкие СМИ с удивлением заявили: "Это ж надо, какой удар в спину Польша нанесла своему союзнику".
Язык сам цитирует Тараса Бульбу – ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Туск – человек мутный
Польско-украинский раздрай крайне невыгоден Литве. Во-первых, продолжая лобызаться с Варшавой, Вильнюс отворачивается от Киева. Во-вторых, поляков называли "главным стратегическим партнером в регионе, военным гарантом безопасности Литовского государства". Сегодня от сотрудничества осталась лишь вывеска и членство в НАТО, формально объединяющее военные интересы двух стран.
В-третьих, в Вильнюсе видят, как по дурному примеру Польши отношения других европейцев к Киеву стремительно мчатся в пропасть, а России от этой грандиозной склоки только лучше. Выиграть против РФ Литва не в состоянии, проигрывать не позволяют амбиции, поэтому она возобновляет поиски общего языка с Варшавой, хотя и не слишком обольщается будущим премьером Туском.
При всем его богатейшем опыте, он часто встречался с российским президентом – это литовцы не забыли. Памятны им и такие слова пана Дональда: без дипломатии, без диалога вообще невозможно представить себе существование мира, особенно сейчас – в эпоху глобализации, ядерных технологий, интернета. В адрес кого будет зреть стремление к диалогу? Возможно, в адрес России?
Вчера это казалось невозможным, но сегодня об этом говорят. Отчего такое деликатное дело не поручить Дональду Туску, когда обогреется в премьерском кресле?
Бывшему председателю Совета Европы задачи такого уровня вполне по зубам, дельце может выгореть, и тогда Литве останется только удавиться на главном флагштоке, что совсем не вписывается в планы ее руководства. Оно нуждается в надежном и крепком союзнике, а Польша сегодня – форпост США в восточной части континента, который быстро насыщают оружием с вполне определенными целями.
Например, президент Анджей Дуда выразил готовность ввести польские войска на территорию Украины в рамках гипотетической "миротворческой миссии НАТО". Польша перебросила к границе с Белоруссией две бригады, о чем сообщил министр обороны страны Мариуш Блащак – как стало известно 27 ноября, он сохранил пост и в "техническом" правительстве.
Подобная агрессивная позиция Варшавы не могла остаться без внимания Вильнюса. Остановимся на одном аспекте, хотя их множество. Украинский опыт показал ключевую роль ПВО в защите гражданского населения и инфраструктуры. "Мы рассматриваем Польшу как долгосрочного, надежного союзника и заинтересованы в расширении двустороннего сотрудничества в сфере обороны", – говорит литовская президентура.
Как всегда, она мечтает решить собственные проблемы за чужой счет и чужими руками.
Крапленые козыри Вильнюса
Одна из задач Вильнюса на данном этапе заключается в дискредитации России в глазах нового польского правительства. Без сомнений, будут использованы слова президента Владимира Путина о подаренных Иосифом Виссарионовичем Сталиным немецких землях, что не может не вызывать раздражения в Польше.
Такие козыри очень помогают, когда одни подталкивают других отказываться от дипломатического языка в общении с Москвой. Но в игру их вбросят после парламентских выборов в октябре 2024 года. Дело в том, что правящие консерваторы всю свою историю отличались плохим отношением к полякам. Им не могут простить отношения к литовцам, как к младшим и придурковатым братьям. Кроме того, консерваторы опасаются, что Kresy Wschodnie (Восточные Кресы) – это в том числе и Вильнюсский край, где поляки до сих пор составляют большинство, как и в соседнем Шальчининкайском районе.
Придется подождать и посмотреть, что в жизнь региона привнесет декабрь. Поднимет ли он Дональда Туска до уровня премьер-министра и какими окажутся первые шаги кабинета министров?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.