Литва регулярно нарушает международное законодательство: долгое время в стране работала секретная тюрьма ЦРУ, где пытали заключенных, решением руководства сносятся памятники советской эпохи и героизируются нацисты, республика жестко обходится с беженцами из Ближнего Востока.
Однако до сих пор власти республики не были привлечены к ответственности за совершенные преступления. Адвокат, правозащитник из Литвы Станисловас Томас рассказал Baltnews о своих попытках установить справедливость в международных инстанциях.
Героизация нацизма в Литве
– Г-н Томас, в 2019 году вы планировали подать три иска против Литвы на сумму около 200 млрд евро. Первый – о возвращении еврейской собственности в стране, которую отобрали нацисты. Второй – о возмещении убытка, который литовцы нанесли евреям. Каких успехов вам удалось добиться?
– Я работаю над этим. Евреев на территории Литвы во время Великой Отечественной войны расстреливали, сжигали в печах, душили в газовых камерах.
Прим. Baltnews: В Литве перед немецкой оккупацией проживала одна из самых многочисленных еврейских общин, а Вильнюс даже называли "Литовским Иерусалимом". Перепись 1923 года свидетельствует, что в республике без учета Клайпедского края жило 153 743 еврея, а перед началом Второй мировой войны – около 160 тысяч. Акты расправ над евреями в Литве начались еще до прихода нацистов.
В моей инициативе нет ничего оригинального, потому что аналогичные дела сейчас ведутся против Германии и Венгрии в судах США. Американцы рассматривают иски к странам, которые держат свои деньги в местных банках. Суды проверяют, каким образом были получены средства – в частности, могли ли они появится после конфискации еврейской собственности. Аналогичным образом деньги получала Литва. Банк Литвы – организация, которой были переданы все банковские вклады евреев. Свои деньги Банк Литвы держит на территории США.
Сопротивление моей инициативе оказала литовская пропаганда, которая в основном фокусируется на том, что я якобы нехороший человек и преступник, изо всех сил убеждаю евреев не возвращать их собственность.
Надо признать, что у литовской пропаганды есть хорошие результаты. Евреи, которые [изначально] хотели судиться и возвращать собственность на основании Терезинской декларации* или законодательства США, испугались. Проблема в том, что евреи – не самая смелая этническая группа. Людей преследовали на протяжении поколений. Поэтому в их крови, культуре есть определенная трусливость.
Тем не менее к вопросу нужно вернуться, и, скорее всего, это будет сделано: мы соберемся группой людей. Мне надо набрать человек сто, чтобы дело было успешным. Сейчас у меня людей меньше.
Прим. Baltnews: Терезинская декларация призывала предпринять все для того, чтобы была гарантирована реституция бывшего еврейского общинного имущества, имущества религиозного назначения, а также частного имущества жертв Холокоста и других жертв нацистских репрессий "в форме материальной реституции или в форме возможной компенсации".
– Ваш третий иск против Литвы – о 22 объектах в стране, которые прославляют нацистский режим. Вы говорили, что международные правовые акты на вашей стороне, а законы Литвы – нет.
– Таких памятников, на самом деле, гораздо больше. Этот процесс запущен. Он на ранней стадии в судах Литвы. Сначала мы должны проиграть в судах Литвы – только тогда мы сможем обращаться в международные инстанции.
Литовские власти в честь нацистов называют улицы, памятники, школы, аудитории в университетах, сами вузы. Если бы этим занимался не я один, возможно, дело двигалось бы быстрее. Нужно заниматься этим через пиар-компании, СМИ. [Пока] нам не удалось привлечь достаточного числа людей.
Прим. Baltnews: В 2019 году Станисловас Томас разбил гранитную мемориальную доску, установленную в честь Йонаса Норейки, который отправил в гетто более 10 тысяч евреев Литвы.
– Занимались ли вы похожим делом, но по отношению к русским и белорусам, которые также проживали на территории Литвы в период Второй мировой войны?
– Да, занимался. Это важный вопрос. От фашистов в Литве пострадали не только евреи. Было расстреляно огромное количество русских, белорусов.
Важно, чтобы родственники этих людей хотели этим заниматься. Я не могу этим заниматься, если люди этого не хотят. Евреев литовская пресса испугала тем, что этого нельзя делать, что Станиловас Томас мошенник. Они постоянно говорят, что я не адвокат, потому что в такой должности я зарегистрирован в России, а не в Литве.
Если у кого-то расстреляли родственников литовские фашисты во время войны, можно просить компенсации. Надо подавать иски, на мой взгляд, даже если была конфискация одежды. Литовские фашисты раздевали людей догола и расстреливали, чтобы одежду можно было продать. Значит, уже стоимость этой одежды можно компенсировать.
Дело не в этом, конечно, а в том, что фашистов нужно наказывать.
Снос памятников советским воинам
– В октябре 2022 года литовские власти были вынуждены остановить снос памятника советским воинам на Антакальнисском кладбище в Вильнюсе после вмешательства ООН. Позднее страна все-таки снесла этот мемориал. Почему Вильнюс не прислушивается к мнению международных структур? Получается, ООН не смогла предпринять все меры, чтобы этого не произошло?
– Правильно сказать, что Литва не исполнила обязательные решения. Такая формулировка лучше, потому что процедура о сносе памятников обязательна для Литвы. Это дело мне удалось выиграть достаточно быстро на первой стадии. Когда в ООН признают, что у них есть компетенции рассматривать вопрос, они принимают решения о том, что Литве запрещено сносить эти памятники.
Вильнюс, на самом деле, не так нагло не исполнил решения ООН. Он признал, что постановление обязательно. Однако Литва говорит, что не снесла памятники, а спрятала его от вандалов, которые хотели демонтировать монумент. Так они отвечают, почему нарушили решение ООН.
Литва утверждает, что памятники будут восстановлены. Там была временная обеспечительная мера – она должна гарантировать сохранность монументов во время рассмотрения дела. А дело еще рассматривается, и ООН должна углубиться в вопрос.
Секретные тюрьмы в Литве
– В 2018 году вы подавали жалобу на Литву в Комитет ООН по правам человека, чтобы доказать причастность страны к размещению Секретных тюрем ЦРУ. Чего удалось добиться?
– Около 100 млн долларов было выделено Литве на секретную тюрьму наличными, в чемоданах. Они не были литовским государством внесены в бухгалтерский учет. Средства были разворованы. И мы знаем, кем: на тот момент президентом Литвы Валдасом Адамкусом и генеральным директором госбезопасности Арвидасом Поцюсом.
Я подавал эту жалобу в 2018 году в Комитет ООН по правам человека. Он принял решение, что Литва должна возбудить уголовные дела против причастных людей и преследовать их по закону. Вильнюс возбудил уголовное дело, но "не смог" установить, кто виноват в том, чтобы была секретная тюрьма.
Имена сотрудников тюрьмы засекречены – невозможно узнать, кто в ней работал и мучал арабов, бил их кулаками, электричеством, кто морил их голодом, кто лил им воду в рот и нос, держал их с насекомыми, держал в коробках, кто их мучал бессонницей… Важно подчеркнуть, что люди, которых мучали в тюрьме, не были осуждены, вина ни одного из них не была доказана.
Литва говорит о том, что ей не удалось установить, кто работал в этой тюрьме, кто ее создал. Издевательский ответ. Прокуратура Литвы фактически отказывается вести дело. К счастью, его ведет прокуратура Международного суда в Гааге. Но надо признать, она ведет его достаточно медленно. До сих пор они не подозревают президента Литвы, которому уже 95 лет. Он может умереть в любой момент, так и не дождавшись статуса подозреваемого.
Было бы хорошо, если бы Россия или Белоруссия выдали ордер на арест Валдаса Адамкуса и Арвидаса Поцюса. С точки зрения Комитета по правам человека ООН, когда мы говорим о пытках в секретных тюрьмах, любое государство планеты Земля имеет право рассматривать и возбуждать уголовное дело, выдавать ордера на арест. Минск и Москва могут начать дело о секретной тюрьме в Литве, Румынии, Польше, США и выдать ордер на арест подозреваемых. Нужно больше смелости, наглости, творческого мышления.
Депортация россиян из Латвии
– Хочу затронуть тему депортации российских граждан и русскоязычных из Латвии. Так, более 1000 из них могут быть выдворены из страны. Причина – до 1 сентября они не подали документы на получение статуса постоянного жителя ЕС или не записались на повторный экзамен по государственному языку. Почему страна принимает законы, которые идут в ущерб граждан? Как можно помочь россиянам, которых могут выдворить?
– Это делается для того, чтобы навредить русским. Депортация совершенно незаконна. Есть разъяснение Комитета ООН по правам человека: если человек прожил в государстве десять лет, то его выдворить уже нельзя. Я так понимаю, что большинство из этих 1000 человек прожили боле десяти лет в Латвии, то есть выдворить их невозможно.
Точно так же, как с памятниками, нужно обращаться в Комитет по правам человека ООН. Он в течение четырех дней может вынести решение о запрете депортации.
Если говорить о памятниках, то его снес, его нет. Человека депортировать сложнее, потому что он может сопротивляться. Тем более, когда у него есть на руках решение ООН о том, что его нельзя депортировать. И в таком случае можно временно приехать, например, в ту же самую ООН и сказать: "Меня нельзя депортировать. Если я вернусь в Латвию, то меня вышлют, поэтому я подожду тут у вас в Женеве". Такие варианты возможны.
Мигранты на литовско-белорусской границе
– В 2021 году Литва пережила миграционный кризис – в стране оказались беженцы из Азии и Африки. Международные организации, в частности, Amnesty International и "Врачи без границ" уже делали замечание Литве и Латвии по поводу жестокого обращения с мигрантами. Вильнюс осуществлял практику длительного содержания беженцев под стражей. Однако к украинским беженцам Литва относится благосклонно. Почему разное отношение к мигрантам?
– У Литвы разное отношение к мигрантам из Украины и из арабских стран, потому что украинцы белые. Страна всегда была расистским государством. Расизм – причина существования литовского государства. Если бы не расизм, страны не было бы.
Люди, которые боролись за независимость Литвы, практически все были расисты. Среди них не было ни одного человека, который руководствовался бы демократическими принципами. О демократиях они любят говорить, но это всегда пропаганда. На деле они – неонацисты и фашисты.
Конечно, им не нравится то, что арабы или люди из Африки, якобы неправильного цвета кожи, с неправильным цветом волос. Посмотрите, что пишет литовская пресса или как литовские политические деятели объясняют то, что они нарушили решение ООН о сносе памятников в Вильнюсе. Объясняется это тем, что в ООН заседают чернокожие и узкоглазые. И это правда, потому что большинство населения планеты Земля – чернокожие, азиатского и африканского происхождения. Это нормально: на Земле бывают люди разных рас. Ни одна раса не имеет большинства.
Все объяснение Литвы сводится к тому, что эти граждане, послы из третьих стран мира. Об этом говорил и судья ЕСПЧ от Литвы. Это расизм.
Во-первых, сама формулировка "Страны третьего мира" неправильная. Яблоки третьесортные бывают, но человека нельзя таким называть из-за того, что у него определенный цвет кожи.
Я вам про миграционный кризис и больше скажу. Я писал жалобу в Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным вопросам. 3 марта 2023 года по моей жалобе принято решение о том, что Литва нарушила права всех африканцев и арабов, которых страна не впускала с территории Белоруссии. Комитет ООН разъяснил, что у Литвы есть обязанность принимать их всех без дискриминации. Об этом же говорил и суд ЕС, заседающий в Люксембурге.
Важно, на самом деле, иметь какой-то центр координационный, чтобы заставить страну все это исполнять. Например, выдворили отдельного африканца. Я написал жалобу ООН, признали, что его нельзя было выдворять, но он об этом, например, не знает, и поэтому он не вернется к себе домой. И важно говорить о том, что это обязательные решения, а Вильнюс не исполнил их. Литва – страшное государство.
В России и Белоруссии нет секретных тюрем. Там не пытают, не морят голодом, не морят бессонницей. Но через западную прессу, к сожалению, у Литвы есть определенная монополия на информацию. Например, я вам что-то расскажу, а это не появится в прессе, которая доминирует в мире.