В интервью сетевому изданию "Горячий комментарий" военачальник обвинил управленческие "сливки" в антироссийских провокациях: "Они напрашиваются на войну, но сами погибать не станут, а пошлют на бойню чужих детей".
По словам генерала, менее 25% населения согласно с оружием в руках защищать страну, более 70% не поддерживает проталкиваемый председателем парламентского комитета по безопасности и обороне Лауринасом Касчюнасом закон об обязательной всеобщей воинской повинности. Еще большему количеству, почти 90%, не нравится идея призыва девушек и женщин в армию в случае кризиса.
Тем не менее, консерваторы из "Союза Отечества" не склонны прислушиваться к общественному мнению, в очередной раз подтверждая имидж партии войны. Президент Гитанас Науседа чаще поддерживает милитаристские инициативы правых, реже их корректирует и уточняет, но лишь в исключительных случаях подает голос против.
Науседа сам хочет войны. Ему кажется, что не составит трудностей загнать Москву в угол. Но сегодня воевать против Российской Федерации и ее отмобилизованной, обретшей свежий боевой опыт армии? Только дилетант в военном деле смеет надеяться, что НАТО своей суммарной мощью сокрушит Россию. Скорее всего, на фоне надвигающейся смертельной угрозы Кремль даст команду на упреждающий и отрезвляющий удар.
Что тогда, спрашивает у руководителей всех ветвей государственной власти генерал-лейтенант Валдас Туткус?
Танки, пушки, реактивные системы
Кястутис Будрис, советник президента по вопросам безопасности, утверждает – в ближайшее время военной угрозы Литве нет, но танковый батальон страна купит "на всякий пожарный". Вопрос о появлении в армии 40-ка немецких Leopard-2 окончательно решен 23 января на заседании Госсовета обороны. Агентство по закупкам вооружений уже отправило в ФРГ коммерческие предложения. С появлением тяжелых машин батальон гусар имени короля Миндаугаса реорганизуют в танковый.
"Хотелка" членов ГСО влетит налогоплательщикам в копеечку. Только бронетехника обойдется в два млрд евро. Сколько придется заплатить за боекомплекты, запасы снарядов и запасных частей, обучение экипажей, реновацию полигонов под новое оружие и прочая, сказать трудно, но явно не меньше двух миллиардов. Итого – четыре. Для Литвы цифра астрономическая.
Отстаивая необходимость приобретения дорогих игрушек, военные ссылаются на опыт Украины – танки нужны. Но при этом скрывают статистику потерь бронетехники, включая хваленые "Леопарды". Цифры ужасны. Россияне щелкают немецких черепах, как белка лесные орешки. Можно не сомневаться, что из 40 литовских танков в первый же день конфликта останется меньше половины, а то и вовсе ничего.
Но на данный момент картина "Подготовка к войне" кисти американского художника Джо Байдена выглядит привлекательно. Кроме танкового батальона, у военных появится полнокровный артполк вместо нынешних нескольких батарей, а вместо батальонов ПВО и инженерного – полк ПВО и полк инженерного обеспечения. Морские силы пополнятся подразделениями береговой обороны. По слухам, ее составят две роты.
Для насыщения частей людьми предусмотрено увеличение количества призывников. Сегодня в год призывают 3800 человек, начиная с 2025-го будут ставить под ружье 5800, а при необходимости больше. Повестки решено вручать юношам 18-21 года, отозваны ранее существовавшие отсрочки для студентов высших учебных заведений. Правда, совершенно непонятно, чему успеют обучиться новобранцы за девять или шесть месяцев (кому как повезет) срочной службы? Водить танк точно не успеют.
Первый блин – комом
Реформы – реформами, но и после них военные возможности Литвы останутся ничтожными. Такими силами разве что "мосты в тылу охранять", как брякнул нынешний командующий генерал Вальдемарас Рупшис.
Вообще все это теоретизирование выглядит непрочно, несолидно и как-то излишне поверхностно. Недавно наш ресурс рассказал об очередной затее прибалтов – строительстве совместной линии мобильности для остановки потенциального противника.
Речь идет об оборудовании линии границы и приграничной полосы в инженерном отношении. Например, на танкоопасных участках бетонными надолбами, "ежами", рвами, минами, иными препятствиями. Насколько эффективной окажется линия "Малой Антанты"?
Прошло несколько дней с момента заключения соглашения, и 24 января министр обороны Латвии Андрис Спрудас сделал сенсационное заявление: возведение "Балтийской оборонительной линии" растянется на десятилетие, поскольку у Риги денег мало, а приоритетов много.
Военный министр скептически отнесся к идее "начать возведение приграничных инженерных сооружений (ДОТов, ДЗОТов, разного рода бункеров, засадных позиций и так далее) в Литве, Латвии и в Эстонии одновременно, в один день, и одновременно, в один день, завершить".
Спрудас считает затею несерьезной, хотя и поставил под совместным меморандумом подпись, и больше рассчитывает на национальные военные планы, которые должны лечь ему на стол до конца января. Этот пример прекрасно иллюстрирует вес документов, которые выдумывают в столицах стран Балтии.
Если говорить, не церемонясь, ничего путного там изобрести не в состоянии. Мораль подобных затей известна давно: а вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.