Давно никто не говорит о трех странах Балтии, как о трех прибалтийских экономических "тиграх", способных повторить путь и достижения Южной Кореи. Тридцать минувших лет показали, что Литва, Латвия с Эстонией сквозь призму прогресса представляют из себя экономическое ничто. Любые предыдущие успехи базировались на наследственных торговых связях с восточными соседями, в первую очередь с глобальным игроком по имени Российская Федерация.
Отношения по инициативе прибалтов закончились, а с ними и экономический прогресс.
Сдохли "тигры"
Страны Балтии настолько уязвимы, что любая нестандартная ситуация в регионе моментально сказывается на сдохших "тиграх". Например, польские фермеры решили до 10 марта устроить блокаду автомобильных дорог с Литвой ради предотвращения вывоза сельскохозяйственной продукции в Восточную Европу.
С точки зрения Вильнюса, варшавская инициатива не лучшая. Но первые часы блокады (началась в 10 часов 1 марта) показали, какие мощные негативные последствия ждут прибалтов впереди, поскольку начались проблемы с движением фур из Эстонии и Латвии в Западную Европу.
В среднем через блокируемый литовско-польский пограничный переход "Калвария-Будзиск" ежедневно проходит более 6500 грузовиков. Это основная транспортная артерия для Балтии. Любое ограничение свободного перемещения товаров вызывает проблемы с логистикой, перевозчики несут ощутимый ущерб.
Пытаясь разрулить ситуацию, литовцы планируют перенаправить часть фур на пункт пропуска "Лаздияй", проинформировал директор центра управления кризисными ситуациями Вилмантас Виткаускас. Канцлер Минтранса Рамунас Дилба лично ведет переговоры с Варшавой, но беда в том, что на шоссе Лаздияй - польский Августов в настоящее время ограничено движение грузовиков. Круг замкнулся, удар по прибалтийским экономикам гарантирован. Они могут прибыльно функционировать только в оранжерейных условиях.
Колбаса закончилась и тепловозы
Из потока свежих негативных прибалтийских бизнес-новостей автор данной статьи выбрала самые, на ее взгляд, показательные.
В Эстонии из-за непредвиденного роста цен на сырье и энергоресурсы, а также снижения покупательской способности населения закрывают Рапламааский мясокомбинат Kehtna Lihatööstus. Председатель правления компании Сийм Рийсенберг подтвердил – невозможно продать продукцию, производство перестало быть рентабельным.
В Латвии в 2023 году по сравнению с предыдущим годом на 610% увеличилось число судебных дел о неплатежеспособности юридических лиц.
Было 393 процесса, стало 2400. Самое громкое, можно сказать, фундаментальное событие – банкротство рижского вагоностроительного завода RVR. Государство дорезало курицу, несшую золотые яйца.
Переключимся на литовские примеры. Они не столь впечатляют, как трагедия рижского RVR (советских промышленных гигантов в Литве единицы), но тоже поучительны. Разного рода предприятия умирают ежедневно.
Не самоубийство, но что-то похожее
В сердце Вильнюса закрывается облюбованный местной богемой и богатенькими интуристами ресторан "Юргис и дракон", десять лет пичкавший посетителей вкусняшками. Причин банкротства несколько (рецессия, цены на ингредиенты, снижение посещаемости и потребления, поскольку уже не всем по карману – даже звезды шоу-бизнеса стараются тратить меньше).
Но основная беда – повышение НДС. Льготный в размере 9% для заведений общепита был введен после пандемии как помощь бизнесу. С января 2024 года вернули прежний – 21%. Отмена налоговых льгот коснулась не только ресторанов и кафе (кофе в самой дешевой забегаловке подпрыгнул на 60%). Не смейтесь: в связи с повышением цен родители ищут альтернативу школьным обедам.
Президент ассоциации гостиниц и ресторанов Эвалда Шишкаускене предупреждает: государство ведет дело к уничтожению общепита как доходной отрасли экономики. Владельцы распродают оборудование, пытаются избавиться от бизнеса: "Предприятия закрываются одно за другим. Крах – лишь вопрос времени, агония не будет долгой, все решится в апреле-мае".
Впрочем, не каждый день литовцы в своей массе тусуются в ресторанах и даже в кафе. Но одежду точно носят все. Вот новость неприятная. Закрывается компания по пошиву недорогой одежды "Каунасская Балтия". Основная причина – отсутствие возможности работать на российском рынке. Как следствие – исполнять финансовые обязательства.
115 мастеров уже на улице, швейные машины, раскройные ножи и оверлоки отправлены в металлолом, долги сократились, но все равно немалые – 516 949 евро 29 кредиторам плюс 171 729 евро за аренду помещений и транспортные услуги. Следующей в очереди на гильотину стоит фирма Mechel Nemunas с не меньшими задолженностями. Тоже не о миллионах речь, но в Литве с шестизначными долгами из ямы не выбраться.
Допустим, исчезнет доступная новая одежда, но ведь существует сэконд-хенд? Завсегдатаями развалов является не менее 90% населения, покупатели занимаю очереди за два-три часа до открытия, чтобы урвать вещь поприличнее. Так что не все потеряно, граждане сдохшего "тигра".
Так, да не совсем, поскольку летом "тряпки" не нужны вовсе. Сеть магазинов подержанной одежды "Разнообразие брендов" погрязла в долгах и вынуждена прекратить деятельность. Директор монополиста Саулюс Валантинавичюс не скрывает: обороты 50 магазинов в Литве и шести в Латвии упали в пандемию на 40%, восстановиться не удалось, убытки в 2023 году составили 368 000 евро.
Головы на квадратных колесах
Экономика Литвы катится в пропасть, и тому масса подтверждений. Вот, например, из серии "рельсы-рельсы, шпалы-шпалы".
Чьи-то гениальные головы решили передать территорию госпредприятия "Литовские железные дороги" площадью 40 га в центре Вильнюса, (речь идет о станции Вильнюс-сортировочная, депо по ремонту подвижного состава и угольном терминале) под жилую застройку для семей немецких военных. Они прибудут вместе с мотопехотной бригадой ФРГ.
Железная дорога умирает, а покойнику богатства ни к чему. Можно долго дискутировать по данной теме. Мы не станем, но спросим: согласятся ли экологизированные немки жить в бывшей промзоне, где земля на полкилометра вглубь пропитана гудроном, смазочными маслами, дизельным топливом? Не лучше ли наследство СССР использовать по прямому назначению, в качестве сортировочной станции?
Не лучше, отвечают чиновники от рельсов и шпал. Потому что Литва из прибыльного транзитного государства превратилось в убыточное тупиковое. Возить нечего. Таким тысячи километров рельсов ни к чему.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.