Выборы президента Литвы: два властных аристократа против политических плебеев

Состоявшиеся 15 апреля первые телевизионные дебаты кандидатов в президенты Литвы ожидаемо показали, что назначенный на 26 мая второй тур выборов неизбежен.

Кандидат №1, действующий глава государства Гитанас Науседа ждет повторного, чисто ритуального вознесения в согретое с мая 2019 года кресло в бывшем дворце российского фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова на нынешней площади Дауканто. Статистика на стороне национального лидера. Если ничего в политической жизни страны не возмутится, второй срок у Науседы в кармане.

Полковник Науседа

По этой причине Гитанас первый визит в телестудию государственного канала LRT проигнорировал. Явно посчитал, что не к лицу барахтаться в пыли, поднимаемой шестью аутсайдерами кампании.

Оппоненты обязательно завалили бы пикантными вопросами, на которые Науседе явно не хочется отвечать. Например, о предвыборной кампании пятилетней давности, сокрытии факта членства в КПСС, которую сегодня литовские консерваторы стараются на законодательном уровне объявить преступной организацией.

На днях выяснилась настоящая срамота: в 2019 году покровители бывшего коммуниста Науседы принудили директорат госбезопасности расчищать для фаворита предвыборную площадку, собирать компромат на конкурентов. Финансировали нашего "неподкупного, кристально чистого вожака" белорусские олигархи. Бывшая канцлер президентуры Алге Будрите публично и письменно подтвердила, что близкие к Александру Лукашенко магнаты, торгующие по всему миру калийными удобрениями, не только навещали штаб Науседы, но и вели с кандидатом переговоры при закрытых дверях.

Кроме олигархов, в предвыборный штаб в апреле-мае 2019 года наведывались люди, представляющие угрозу национальной безопасности или партнеры таких угроз. А именно работавшие в России и в Белоруссии бизнесмены, дипломаты, политики, лоббисты интересов и "прочие подозрительные личности".

Если исходить из факта, что после инаугурации летом 2019 года был сделан разворот внешней политики Литвы в сторону сближения с Минском и расширения с ним экономического сотрудничества, выводы напрашиваются сами собой.

Что касается скандала вокруг тайной поддержки со стороны руководителей Департамента госбезопасности, вырисовывается еще одна прелюбопытная антигосударственная линия: ДГБ через президентуру строил связи с крупнейшим белорусским бизнесом. Интересно, для каких целей?

Тот ли наш Науседа, за кото себя выдает? Или он, как нынешний кандидат в президенты США Дональд Трамп, имеет законное право носить погоны полковника ФСБ РФ?

В дебатах прозвучал бы кейс претензий в отношении политических, экономических и социальных нереализованных планов по построению так называемого "государства всеобщего благоденствия". С этой утопической идеей отец нации носился круче, чем курица с жирным червем. Массу средств в 2019 и 2020 годах президентура бросила на разработку бессмысленных стратегий. Деньги испарились, не оставив каких бы то ни было заметных следов. Возможно, краденым рассчитывались с людьми, "крышевавшими" успешную для Науседы предвыборную кампанию.

Не интересно никому

Увы, рядовых избирателей такие "мелочи" не интересуют. Они готовы вновь проголосовать за кандидата №1, который "живет сам и дает жить другим". Единственное, что по-настоящему напрягает электорат, – милитаристская риторика. Ее градус перед выборами 12 мая падает, но все равно остается высоким и воинственным:

"Жителям Литвы необходимо задуматься о цене безопасности. Предстоит платить, даже если она измеряется жертвами среди гражданского населения или полиэтиленовыми мешками для трупов литовских военных. Наши геополитические противники должны быть убеждены в том, что мы готовы применить силу, необходимую для сохранения мира".

О какой именно силе глава маленького и беспомощного европейского государства говорит, никому не известно. Но как пафосно с трибуны звучат такие слова, как сильно воздействуют на умы глупых обывателей.

Во все века сторонившиеся воинской службы литовцы, наслушавшись пропаганды из уст ни дня не служившего Главнокомандующего, наивно полагают, что местная армия способна дать агрессору мощный ответ. Такой сокрушительный, что он тут же запросит мирных переговоров на условиях Вильнюса.

Странно, но даже динамика событий по соседству, на берегах Днепра, мало чему учит обывателей, свято верящих в чудеса.

Дама пригласила кавалеров

Премьер Ингрида Шимоните, претендующая на участие во втором туре выборов под №2, пригласила на теледебаты семерых мужчин, но в последнюю минуту узнав об уклонении Науседы от дискуссии, на свидание не явилась. Пидманула, пидвела. Шести обманутым кавалерам пришлось выяснять отношения между собой. К ним еще возвратимся, а пока порассуждаем о предвыборной кампании главы правительства.

Она абсолютно серая. Идет ли? Шимоните ситуацию объясняет стандартными оправданиями – "лучше всего за премьера агитируют дела возглавляемого им кабинета". Возможно, в каких-то странах происходит именно так, но Литва в их число явно не попадает. Дела в стране идут ни шатко, ни валко, шефу кабмина гордится нечем, а критика любого уровня ей по барабану.

Не вина, а беда литовцев заключается в дефиците ярких личностей. В том же правительстве нет менеджеров с выраженной силой воли, качественным управленческим образованием, навыками, опытом, желанием устраивать жизнь страны яркой и гармоничной. В Литве совершенно отсутствуют так называемые "государственники".

На фоне серятины даже не хватающая звезд Шимоните выглядит сильным противовесом Науседе, хотя на деле таковым не является.

Политолог Витаутас Бруверис вовсе не понимает, для чего Ингриде президентство? В рамках нынешних полномочий она самостоятельна, держит в руках госбюджет. Поскольку Вильнюс не обладает каким-то внешнеполитическим влиянием, следует в фарватере курса, заложенного в Брюсселе, больше других европейцев ориентируется на США, то и президент в этой схеме ничего не значит.

"Единственное, что может двигать премьером, – месть обойденной мужским вниманием злой дамы за поражение от Науседы во втором туре выборов в мае 2019 года. Иных мотивов не вижу", – сказал Бруверис в интервью национальному радио.

Заметим: месть – плохой советчик. Среди семи конкурентов Науседы обиднее всего будет вторично проигравшей Ингриде. Горький осадок, осознание невостребованности и чувство, близкое к чувству неполноценности – вот ее будущие памятные призы. При таких наградах до инсульта рукой подать.

Шесть гномов

Итак, в телестудии сошлись шесть карликовых кандидатов. Один покинул зал. Остальным было не о чем говорить. Каждый планировал дать бой №1 и №2, но оба лидера разочаровали. Царила скука, которая бывает всегда в компаниях случайных собеседников, среди которых нет ни одного, принимающего решения.

Буквально бегом обозначим основные темы и до апреля 2029 года не будем вспоминать этот наглядный пример политической беспомощности на грани импотенции.

  • отсутствие единого взгляда на отношения Литвы с Китаем

Адвокат Игнас Вегеле обещал восстановить контакты с Пекином. Правовед Дайнюс Жалимас оказался категорически против, поскольку КНР – "наибольшая угроза национальной безопасности, а сотрудничать необходимо только со столицами, придерживающимися единых с Вильнюсом взглядов".

Теория не нова. Ее исповедавала еще Даля Грибаускайте. С тех пор Вильнюс растерял всех партнеров, не приобретя новых.

Лейборист Андрюс Мазуронис попытался усидеть на двух стульях – уступать Китаю нельзя, но отношения хорошо бы наладить. Набравшийся в коридорах штаб-квартиры НАТО воинственности Гедримас Яглинскас был категоричен - никаких диалогов.

  • вопрос о представительстве Литвы в Совете Европы

Президент или премьер? Мазуронис, Эдуардас Вайткус, Вегеле и Жалимас высказались за главу государства, Яглинскас – за руководителя кабмина. Хотя вопрос амбиций стоит ребром с ноября 2020 года, все-таки он не того уровня, чтобы превращаться в тему политдебатов. Больно мелочный.

  • санкции в отношении РФ и РБ.

Это кипящая тема. Жалимас с Мазуронисом – за жесткие. Вайткус не видит в рестрикциях пользы, поскольку они бьют не по Москве с Минском, а по столицам-инициаторам и, как следствие, по всем членам ЕС. Бьют больно.

Вегеле – за дифференциацию репрессий: русским – жестче, белорусам – мягче. Он же против резиденции Светланы Тихановской в Литве – "пользы от кухарки нет, игры в белорусскую оппозицию давно приобрели комическую окраску". Мазуронис и Жалимас предложили оставить содержанку, ибо "есть шанс, что демократия в Белоруссию придет, и тогда появится необходимость в лидерах западного толка".

Краткое резюме

"Карликам" 12 мая, в первый день выборов, ничего не светит. Свершится чудо, если одному из шести удастся набрать более 5% голосов.

Во втором туре президентских выборов 26 мая схлестнутся Гитанас Науседа с Ингридой Шимоните, ставленницей консерваторов. У этих монстров литовской политики наверняка в рукавах есть компромат на действующего главу государства. Достанут они козыри в разгар схватки, 13-24 мая.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.