Один на один: бывший советский морпех вышел против немецкого гиганта

© AFP 2024/ CHRISTOF STACHE

Министр экономики и инноваций Литвы в восторге: страна из импортера снарядов на глазах превращается в экспортера, покрывающего потребности армий европейских членов НАТО.

Министр экономики и инноваций Литвы Аушрине Армонайте сообщила журналистам: появится в стране завод, и "снарядов для нашей армии будет достаточно на хороших условиях. Нам не придется стоять с протянутой рукой". Но даже второстепенных деталей договора о намерениях между Вильнюсом и немецким оружейным гигантом Rheinmetall по строительству предприятия для производства боеприпасов литовская сторона не раскрывает.

Единственным просочившимся в прессу фактом стало упоминание о "запланированных поставках в адрес ВСУ". Все другие разговоры вертятся вокруг "инвестиций в военно-промышленный комплекс, создания новых рабочих мест, в том числе с высокой прибавочной стоимостью, оживления логистических цепочек, привлечения в провинцию квалифицированной рабочей силы" и так далее.

Но вопросы есть

Немецкий завод появится, скорее всего, в депрессивном Радвилишкесе. Через райцентр проходит железная дорога Паневежис – Шяуляй, до которого 40 километров. Четвертый по величине город Литвы знаменит базой ВВС НАТО в предместье Зуокняй. Думается, именно наличие взлетно-посадочной полосы, способной принимать любые типы самолетов, оказалось решающим фактором при выборе места.

Впрочем, повторимся: условия предварительного договора тщательно оберегаются, об очень многом можно только догадываться, чем и занялся отставной мэр Вильнюса Артурас Зуокас. Бывший советский морпех считается хорошим хозяйственником, а действующее правительство называет компанией "пиарщиков", которым на 100% доверять опасно, поскольку наверняка введут в заблуждение.

Зуокас трезво подметил – члены кабинета министров, глава Минэкономики Армонайте и премьер Ингрида Шимоните демонстрировали гораздо больший энтузиазм, чем Максимилиан Фрох, директор международных стратегических программ развития концерна Rheinmetall AG. Немец оказался скупым на прогнозы, сроки, условия и в целом не лучился счастьем.

В отличие от литовской стороны, он не болтал об "увеличении оборонных возможностей региона и укреплении союзнических связей" и о прочей пропагандистской ерунде. Так сказать, явил собой нетипичный для Литвы образ технократа, которому чужды политические штампы.

Поскольку, как справедливо подчеркнул Зуокас, "такие заводы строятся не для нужд внутреннего рынка, возникают четыре важных вопроса". Они были тут же названы.

Четыре вопросительных знака

Первое – есть ли связь между намерением концерна и решением литовского Госсовета обороны купить у ФРГ 40 танков Leopard-2? Такой обмен (принцип offset) – обычная для предприятий ВПК практика.

Так случилось в 1995 году, когда столичный мэр участвовал в сделке по приобретению шведских противотанковых гранатометов Carl Gustav, затем помогая скандинавам из компании Bofors наладить в Литве производство контейнеров для выстрелов.

Второе – Rheinmetall экспортирует продукцию по всему миру, в том числе в "третьи" страны, чья политика Вильнюсу не нравится. Оговорены ли какие-то ограничения, получит ли кабмин Литвы право (end user certificate) контролировать конечных получателей?

Третье – какие инвестиции потребуются от Вильнюса? Почему Литва не участвует в европейской программе инвестиций в ВПК в 2025-2027 годах? Те же немцы с предприятиями Румынии в таком проекте участвуют, что облегчает финансирование строительства новых заводов и фабрик.

Четвертое и основное – министр обороны Лауринас Касчюнас "дипломатично отказался от Leopard-2 в пользу комплексов ПВО". Существует ли в стране стратегия развития армии и субординация, если министр "одним предложением в силах отправить в нижний ящик стола решение о покупке танков, принятое членами Госсовета обороны единогласно? В глупое положение поставлен командарм генерал Вальдемарас Рупшис, большой энтузиаст танкового батальона".

По вопросу №4 экс-мэр Вильнюса абсолютно прав. Касчюнаса погубит тяга к славе. Он хочет остаться в истории "спасителем от варваров". Лауринас всегда работал по принципу "зачем мне ваше мнение, если у меня имеется свое?". Что не вредно для парламентской дискуссии, то неприемлемо для правительственной, тем более для заседания ГСО. Такой низвергатель авторитетов доведет сначала Минобороны, затем Литовское государство до беды.

"Тяжело договариваться со страной, в которой неизвестно кто и как принимает решения, кто и за что отвечает", – подвел черту своим размышлениям Зуокас.

Хорошо зная этого человека, автор статьи смеет предположить – Артурас не верит в появление в Радвилишкесе или любом другом месте выгодного Литве немецкого завода по производству артснарядов больших калибров. Немцы не отважатся идти на немотивированные риски. Им проще создать аналогичное производство в Польше или Чехии. Оттуда ближе до Киева, а до Берлина рукой подать.

Статистика обслуживает войну

"Непосредственная угроза войны вернулась на первое место в списке проблем, вызывающих наибольшую обеспокоенность у литовцев, – утверждает директор департамента стратегических инициатив мониторинговой компании Havas Group Томас Маркунас. – Это может быть связано не только с продолжающимся конфликтом на Украине, но и с войной в Израиле".

По данным Маркунаса, угрозу европейской или региональной войны видят 60% респондентов – на 6% больше, чем годом ранее. Такие показатели – отличная питательная среда для сторонников максимальной милитаризации страны. Правительство в ответ может творить все, что задумает. Любые возражения легко заткнуть обвинениями в работе на "вражеские силы", чем в кабинете Шимоните широко и успешно пользуются.

Милитаризация для правительства (как и для президентуры с парламентом) среди главных приоритетов. На нее министры не жалеют средств, несмотря на завалы в других областях государственной жизни. Как признается премьер в ходе борьбы за пост президента (Шимоните по прогнозам выйдет во второй тур голосования), сворачивать экономику с военных рельсов "нельзя, поскольку только таким образом можно добиться победы". Немецкий завод – этап на пути к ней.

Допустим. Почему тогда профильные министры не в состоянии объяснить, откуда новое предприятие возьмет нужное количество электроэнергии, кто построит подстанции, газораспределительные хабы, объекты инфраструктуры, включая дорожную?

Какие дополнительные социальные гарантии на случай ЧП (например, вззрыва) или форс-мажоров (например, пожар в результате удара молнии) получат жители окрестностей?

Члены кабинета молчат не потому, что не хотят говорить, а потому, что сами ничего толком не знают. Очередной вывод напрашивается сам собой: на стадии договора о намерениях немецкий бизнес жестко и цинично использовал власти Литвы (вместе с ними все население) в собственных интересах. Тем более, что под Rheinmetall AG даже законы меняют, лишь бы не передумал, не ушел концерн.

В частности, согласно действующим правилам необходимо получить все разрешения и допуски, потом строить. Для компании из немецкого ВПК сделают другие условия – стройте, а требуемые разрешения получите со временем.

Сговор, что и попытался прозрачно, но дипломатично дать понять Артурас Зуокас, человек неглупый и деловой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.