С министром обороны Литвы Лауринасом Касчюнасом после выступления евродепутата Марселя де Граафа, наверное, едва инфаркт не приключился: "Если на Украине идет война цивилизаций, то, верю, украинская цивилизация проиграет", – сказал политик.
Предвоенный призыв
У министра Касчюнаса грандиозные планы по насыщению вооруженных сил новейшим оружием, включая противовоздушное и беспилотные летательные аппараты. Но железо без людей мертво, поэтому он планирует загнать в казармы максимальное количество призывников, перекрыв все щели для пытающихся уклониться от призыва.
В этом смысле сетования на отсутствие в молодежной среде (даже на невиданном ранее фоне усиления военной риторики) нужного градуса патриотизма и воинственности легко понять. Ориентированным на карьеру юношам и молодым мужчинам ни армия, ни война не нужны. Как и по всей Европе, литовские вербовщики тоже испытывают трудности перед лицом меняющихся ценностей. Резерв патриотов-романтиков в стране исчерпан, новый подрастет не скоро.
Молодые литовцы не склонны сражаться в окопах даже в оборонительных воинах. Как в такой ситуации выполнять мобилизационные планы? Только через колено. Поэтому еще в 2023 году депутаты Сейма Литвы одобрили реорганизацию обязательной начальной военной службы. Соответствующие документы подготовило Минобороны в своих интересах.
Чиновники, в разные года "откосившие" от советской и литовской армий, лучше других знают, за счет кого комплектовать роты, батареи и экипажи боевых кораблей – за счет выходцев из пролетарских и неблагополучных, безденежных семей. В армии и на флоте таким дадут оклад по званию и должности, продовольственный паек, обмундирование и небольшие льготы.
На этом основании и решают чинуши, кому и сколько служить? В данный момент призываются юноши 18-23 лет. По новой модели будут призывать окончивших школу сразу, остальных – до достижения 21 года.
"Военных не устраивает ситуация, при которой учеба становится основанием для отсрочки", – взял на себя смелось сказать замминистра обороны Жильвинас Томкус.
Члены парламентского комитета по образованию и науке даже для соблюдения приличий не стали протестовать и согласились с пожеланием. Исключения сделаны только для, цитируем окончательное решение, "выпускников школ, набравших высокие баллы на экзаменах, а также музыкантов, танцоров, поступающих в государственные учреждения сценичного искусства, и спортсменов из финансируемых государством федераций, при условии, что молодые люди являются членами национальных сборных".
Для таких ВИП-клиентов срок продлевается до 28 лет
Гуще украинской гребенки
Исключения говорят лишь в пользу появления в руках сотрудников рекрутских депо очень густой гребенки. Брать будут всех подряд, как в стране "У" после объявления дополнительной мобилизации. "Молодые люди будут служить сразу после школы, а после этого получат преимущества для поступления в вузы", – не скрывает удовлетворения Томкус.
По его словам, в настоящее время в армию ежегодно призывают около 4000 человек. После реформы количество призывников вырастет до 5000 тысяч. Мобилизационный парадокс какой-то: чтобы количество личного состава вооруженных сил выросло в годовом исчислении на 1/4, нужна специальная реформа, к которой готовились два года.
Вдруг потребуется не 5 тыс. поставить в строй, а, например, 5430? Неужели в Сейме Литвы дискуссия вновь растянется на пару лет?
Вообще после начала спецоперации ВС РФ на Украине Вильнюс сильно ужесточил антироссийскую риторику. Под предлогом "агрессии со стороны Москвы и Минска" требует у США и НАТО укрепить "защиту восточного фланга альянса". Республика модернизируют полигоны, строит городки, развивает военную инфраструктуру и ведет массовую подготовку населения к потенциальным боевым действиям.
Что касается российского и белорусского руководства, они неоднократно говорили: Москва и Минск не намерены ни на кого нападать. Наоборот, Североатлантический альянс нацелен на конфронтацию. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отдельно отметил, что расширение НАТО за счет Финляндии и Швеции не укрепило безопасность Запада, такой шаг альянса носит агрессивный характер.
Комментируя общую ситуацию в регионе, министр Касчюнас говорил прямолинейно: "Нужна жесткость, иначе будет сложно защитить свои интересы. И именно поэтому я во главу угла ставлю реализм и смелость защищать свои идеалы с помощью инструментов силы".
Один из ее сегментов в Литве – патриоты-фанатики. 11 марта, в 34-ю годовщину восстановления государства, сотни националистов с националистической атрибутикой, символами ОУН*, бандеровскими флагами прошли по центру Вильнюса. Колонны скандировали "Литва – для литовцев", "Красивая Литва без русских", "Литва будет свободной", "Защити Литву" и тому подобное. Однако по сей день не слышно, чтобы в вооруженных силах из этих преданных стране людей формировалась штурмовая рота, еще лучше – ударный батальон.
Как по-сталински мудро объяснил неонационалист Касчюнас, армии нужны не фанатики, а кадры. Что касается первых, "в час Х у них окажется много работы в тылах".
"Капельные" стратеги
Зачем же военному министру пять тысяч личного состава? Поскольку Лауринас сторонник теории "поэтапного наращивания потенциала вооруженных сил" за счет ПВО и танковых экипажей, "капельное" накопление сил и средств такой теории соответствует. Однако оно не дает качественного рывка, поскольку общее состояние армии остается на одном среднем, уже достигнутом уровне.
Что толку, если у вас в руках 10 кошелок для грибов, но лес пуст? Так и в случае поэтапного усиления: у вас 10 подготовленных танковых экипажей, но танка только два. Или для трех зенитно-ракетных комплексов ПВО подготовлено 20 пусковых расчетов. Пользы от безлошадных танкистов и зенитчиков без стартовых установок все равно ноль.
Но члены государственного совета обороны (президент, премьер, спикер парламента, глава Минобороны и командарм) в принципе одобряют взгляды шефа военного ведомства. Противоречия в деталях. Например, он предлагает вместо запланированного танкового батальона формировать роту. Фактически предыдущие планы идут коту под хвост.
Это несерьезно. Отсутствие преемственности – худшее, что может случиться с руководством вооруженными силами. Бывший министр Арвидас Анушаускас был чиновником-крючкотвором, у которого все лежало по полочкам. Лауринас Касчюнас импульсивен и чрезмерно увлекается сиюминутными выгодами. Но он не способен на неожиданные нестандартные решения.
Шаг вперед, два назад
Для Литвы, которая боится атаки с востока и с юга из Белоруссии и с запада из Калининградской области РФ, непоследовательный министр опасен. Для Москвы и Минска местная армия не представляет угрозы, но фантазер в роли главы МО тоже факт положительный – не может не радовать раздрай в планах министерства, когда в ущерб делу сторонники одних взглядов конфликтуют со носителями иных.
Лучше тупиковых решений непрофессионалов из недружественного государства может только его полное отсутствие на карте континента.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.