В Литве неумело создают две атомные бомбы замедленного действия

В качестве ответа на успешный белорусский ядерный проект (одна АЭС построена, возведение второй обсуждается) Вильнюс решил создать собственный – у страны будет атомная станция.

К 2050 году Литва превратится в первую европейскую державу с переизбытком электроэнергии. После полной к тому времени остановки поставок ресурсов из России именно небольшая прибалтийская республика станет главным донором для континента.

Именно так написано в новой редакции национальной стратегии в области энергетики.

Министр-фантазер

"Стратегия ориентирована на 100% независимость, – с гордостью заявил глава Минэнерго Дайнюс Крейвис на презентации документа. – В ней подчеркнута будущая лидирующая роль государства в создании водородной промышленности и строительстве ядерных реакторов нового поколения, уровень безопасности которых будет на порядок или на два порядка выше ныне разработанных".

Ула Климашевская, стенографировавшая выступление Крейвиса, старалась на совесть, поэтому у нас с вами имеется возможность ознакомиться со всеми перлами:

"Такой документ является самым важным для энергетического сектора экономики. Ее безопасность, безопасность всего государства покоятся на мощном энергофундаменте". Самый осведомленный литовский энергетик имел в виду возможности нефтяного терминала в Бутинге, плавучее хранилище СПГ в Клайпеде, энергосоединения в Швецию и в Польшу, газопровод туда же, расширяющееся производство биотоплива, ветряные парки.

Надо сказать, что все названное в Литве присутствует, но в смысле КПД Крейвис "немного нафантазировал в свою пользу", подчеркнул энергетик №2 Артурас Скарджюс. Постоянные разливы нефти в Бутинге стали причиной бесконечных судебных тяжб экологов Риги против энергетиков Вильнюса. СПГ-терминал так и не вышел на максимальные мощности, энергокабели (особенно в Швецию) выходят из строя раз в месяц с завидным постоянством, производство биотоплива топчется на месте из-за дефицита сырья (прежде использовали дешевое белорусское, нынче введены санкции), ветра в Литве оказалось не так много, как рассчитывали.

Отдельная история с водородом. Министр говорит: "Мы – ворота для его экспорта-импорта. В Литве имеются собственные потребители. Это производитель минеральных удобрений Achema (продается венграм). Это нефтеперерабатывающий завод Orlen (продан полякам). Это Akmenės cementas (производство цемента в Акмяне продано французам)".

Министр перечислил чужие градообразующие заводы. Литовских потребителей нет, не считая мелких. Они погоды на рынке водорода не делают. Поэтому впору говорить о провале тренда новорожденной стратегии, которая в бумажном варианте так нравится Дайнюсу Крейвису.

Воздушно-подземные замки

Он верит, что энергетический сектор Литвы способен привлечь 150 млн евро инвестиций. На эти деньжищи предлагается понастроить небольшие атомные электростанции с малыми реакторами четвертого поколения: "Они подземного типа, возводятся быстро, используют обогащенный уран. Затраты приемлемые. Отдачи огромные".

Возглавлять будущие стройки возьмется, конечно же, Крейвис, если в приближающемся ноябре его попрут с нынешней должности за строительство воздушных замков.

Рассказывая о предстоящих инвестициях в "провал, чтоб не слишком проваливался", действующий глава Минэнерго не посчитал нужным сообщить членам правительства и главе государства о том, что "на данный момент времени не построен ни один такой реактор".

Охранная зона будущего высокотехнологичного производства только на бумаге сокращена с 10 километров до 600 метров. Как окажется на деле, никому, включая проектировщиков-разработчиков, неизвестно.

Это совсем не мешает нашему герою фантазировать: первый маленький ядерный реактор в Литве должен появиться к 2040 году.  Каким образом, если страна испытывает острый дефицит обычных инженеров? Через 20 лет поколение "новых бездарных гениев" создаст нам на горе разве что тикающую атомную бомбу.

Бомба №2

Вторую для своего народа (и для соседних) хочет изготовить руководство выведенной из эксплуатации Игналинской АЭС. Еще в 2020 году оно приступило к строительству глубинного могильника для окончательного захоронения отработанного ядерного топлива и долгоживущих радиоактивных отходов, образовавшихся в результате эксплуатации станции. Если не интересоваться специально, из опубликованной на ИАЭС отрывочной информации складывалось впечатление, что объект давно завершен и даже эксплуатируется.

Ан нет! Он даже не начат. В настоящее время проводятся исследования по выбору площадки. Их определено 77. Изучать каждую планируется до 2047 года, когда и будет выбран окончательный вариант. Что касается строительства, его начало намечено на 2067 год – через 40 лет. Эту информацию нам сообщает сайт Игналинской АЭС.

Фантастика – 40 лет можно безнаказанно разбазаривать деньги, выделяемые странами-донорами на закрытие "игналинки". Там давно крадут миллионами евро, пора замахнуться на миллиарды.

Между тем отработанное топливо и долгоживущие радиоактивные отходы продолжают храниться во временных наземных хранилищах, рассчитанных на минимальный срок службы в 50 лет. Говоря простым языком, это бочки под открытым небом. В новостях о станции можно найти что угодно, кроме информации о компании, присматривающей за состоянием дел на площадках временного хранения и о компании, которой предстоит строить глубинный бункер.

Впечатление такое, будто руководители АЭС и чиновники Минэнерго, включая министра, сами "плавают" в теме перспектив. Единственное, что можно сказать – за проект глубинного могильника отвечает станция. Для контроля по распоряжению министра энергетики была создана специальная межведомственная рабочая группа, в которую вошли специалисты министерств энергетики, финансов, окружающей среды, Государственной инспекции по безопасности атомной энергетики, Центра радиационной защиты, Литовской геологической службы.

"Они являются членами компетентных органов, связанных с мониторингом обращения с радиоактивными отходами. Результаты оценки передаются в МАГАТЭ для независимой экспертной оценки. При необходимости рабочая группа может также привлекать экспертов, представителей других учреждений, органов и организаций".

С другой стороны, к чему этим взрослым людям беспокоится? Пока дойдет до строительства, все окажутся седыми. А многих, включая нынешнего министра энергетики Дайнюса Крейвиса, вовсе не останется на земле.

Ответственность за атомную бомбу №2 ляжет на плечи совсем иных чиновников. Лишь бы они тоже не оказались из когорты "новых бездарных гениев". В противном случае может не поздоровиться всей Восточной Европе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.