23 августа 1989 года ¼ жителей Литвы выстроилась цепью от Кафедральной площади Вильнюса до границы с Латвийской ССР, а там эстафету приняла ¼ часть всех латышей, продлившая шеренгу до эстонцев. ¼ тех, в свою очередь, протянула линию до башни Германа в Таллине.
По официальной версии, "живая цепь протяженностью в 670 километров соединила столицы трех республик СССР, продемонстрировав миру стремление людей к выходу из состава Советского Союза".
Однако никто не берет на себя смелость объяснить, почему день памяти так называемого "Балтийского пути" не стал красным в календаре, хотя с точки зрения региональных антисоветчиков, русофобов, националистов и пропагандистов, безусловно, того заслуживает.
Праздника нет, подарки есть
Праздника в Литве 35 лет нет, а традиция отмечать с размахом есть, как и привычка дарить стране подарки. Мэрия Вильнюса, например, в канун 23 августа объявила о переименовании улиц, названных когда-то в честь литовских литераторов времен СССР. Многострадальной поэтессе Саломее Нерис вновь не повезло. Привычные глазу таблички заменят на "улицу Ветрунге".
Такая же участь ждет улицу имени писателя Людаса Гиры. Будет переименована в честь убитого в 1949 году лесного бандита Лионгинаса Балюкявичюса по кличке Дзукас.
Новые названия, как утверждают столичные власти, выбрали горожане, участвовавшие в общественном опросе в ходе десоветизации общественных пространств. Якобы "жители спального микрорайона признали, что улицы Нерис и Гиры нарушают запрет на пропаганду авторитарных и тоталитарных режимов".
Большего бреда придумать трудно. Во-первых, никто из знакомых, проживающих в этом пролетарском уголке Вильнюса, слыхом не слыхивал о каком-то специальном мониторинге общественного мнения.
Во-вторых, представьте богообразную бабушку-домохозяйку, безработную маму с двумя детьми на шее, вечно подвыпившего оболтуса лет 40, которые сидят на своих кухнях в семь "квадратов и думают с утра до вечера, не нарушает ли закрепленная на стене "панельки" табличка с именем классика литовской литературы "запрет на пропаганду авторитарных и тоталитарных режимов?".
Чушь, поскольку у жителей стандартных "хрущевок" головы заняты совершенно иными мыслями. Бабуля высчитывает, хватит ли денег до очередной пенсии. Безработная мама бьется как рыба об лед в поисках денежной работы. Алкаш тоже ищет деньги – не худо бы поправить здоровье после вчерашнего. Таким людям до табличек дела нет.
Наверно, скудный подход к жизни так же плох, как безденежье. Смеем заверить в том, что Людас Гира и Саломея Нерис – большие литераторы. На литовском творческом мелководье – классики, что многократно доказано критиками-литературоведами. Что касается тематики после 1945 года, не только они создавали стихи и прозу, восхвалявшие советскую власть.
Если говорить о событиях лета 1940-го, когда Людас и Саломея в качестве делегатов Народного Сейма отправились в Москву и просили принять Литву в состав Советского Союза, то группа посланцев Вильнюса была очень представительной.
Например, творческую интеллигенцию представляли, кроме Нерис и Гиры, Пятрас Цвирка (в 2023 годы вымаран окончательно из истории ХХ века), Костас Корсакас (давно забыт), Антанас Венцлова.
Из Томаса Венцловы, сына бывшего Наркома просвещения, слепили диссидента и благодаря заботам папеньки выслали в Америку. Сегодня выживший из ума старикашка рассказывает юным глупцам, как боролся против советской власти, а без свидетелей горюет, что папенькину музей-квартиру разоряют "недорезанные большевиками негодяи".
Пестрая по составу была та делегация, но в головах националистов отложились лишь несколько фамилий. На них и отыгрываются националисты.
Низложенная королева
Заваривший кашу с зачистками общественных пространств мелкий клерк Арунас Шилерис начал со школы, носившей имя Нерис – "она должна лишиться почетного наименования, согласно "закону о десоветизации общественных пространств".
Йолита Марцинкявичене. директор расположенного в сердце Вильнюса учебного заведения, оказалась дамой глупой, но исполнительной. Ничего, кроме заезженного "Саломея Нерис ездила в составе делегации в Москву и просила "принять оккупированную Литву в состав СССР", ответить прессе не смогла. Но за исполнение воли "верхов" взялась с энтузиазмом.
Раз – и школа получила имя Витиса. Это исторический символ – белый всадник с мечом, поднятым над головой.
Что касается прежних восхищений, их списали на "временем невежества". А нынешние дни требуют "теснее связать литовцев с демократическим западным миром". Как выстраиванию новых высоких отношений поможет переименование школы и уничтожение удивительно трогательного, полного романтики бюста великой Саломее (установлен в 1974 году, скульптор Владас Вильджюнас), никто объяснить не пожелал.
К слову, президент Даля Грибаускайте очень гордится тем, что закончила лучшую из лучших, с английским уклоном престижнейшую из престижнейших вильнюсских средних школ, но и этот факт не повлиял на решение членов горсовета. Сама Даля Поликарповна дистанцировалась от выпестовавшей ее "саломейки" – так на городском жаргоне называли недоступную для простых смертных школу.
Жирная клякса вместо точки
Завершая рассказ об отношении представителей литовской власти к народной поэтессе Литовской ССР, ушедшей из жизни в 1945 году, следует напомнить два принципиальных момента.
В 2016 году в Вилкавишкисе, откуда Саломея родом, решили поставить памятник. Автору данного текста довелось присутствовать на заседании мэрии. Переводчик, поэт, художник, преподаватель литовского языка Вилия Жалене сказала тогда, что талант Нерис и чистота ее лирического голоса – то, чему надо следовать многим поэтам.
Одной фразы оказалось достаточно, чтобы собравшиеся на заседание неглупые люди поняли: нельзя перечеркивать творчество лауреата Сталинской премии первой степени только за то, что во время исторических событий "был выбрала не тот путь, о чем потом и сама сожалела".
Сообща решили – памятник установить!
Второе – тогда же член Сейма фашист Лауринас Касчюнас (без этого подлеца в Литве не обходится ни одно событие) выступил резко против планов жителей Вилкавишкиса:
"Саломея Нерис была знаменитой писательницей, но потом воспользовалась своим талантом и авторитетом в обществе для аморальной цели – для предательства Родины. Поэтому ни о каком памятнике не может быть и речи".
Как видим, верх в итоге взяла идеологическая и политическая целесообразность. Странно, что в случае с лесным бандитом Лионгинасом Балюкявичюсом по кличке Дзукас идеологию и политику "послали лесом".
Впрочем, это отдельный рассказ, и он окажется следующим.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.