Сто дней трехпартийного правительства под руководством выдвиженки социал-демократов Инги Ругинене не оставили в памяти налогоплательщиков положительного следа.
Согласно опросу, проведенному компанией по исследованию рынка и общественного мнения Baltijos tyrimai, более половины населения страны (51%) негативно относится к кабинету министров во главе с премьер-министром Ингой Ругинене, и лишь 35% – положительно.
Литовцев можно понять. Во всех сферах государственного управления команда Ругинене продемонстрировала некомпетентность, зашкаливающую за все мыслимые пределы. Государство страдает от скандалов, склок, глупых амбиций и недальновидности. За примерами далеко ходить не надо.
Мадам "Никто"
Ситуация настолько беспомощная, что ветеран литовской политики Витаутас Ландсбергис (93 года), переживший 19 премьеров, не скрывает шока:
"Ситуация давно ненормальная, потому что во власти много неадекватных людей. Разрешить проблемы помогут новые парламентские выборы и обновление всего управленческого сектора".
Что касается личного отношения к руководителю 20-го по счету правительства, патриарх литовской политики оказался беспощаден:
"О женщине с такой фамилией в жизни ничего слышать не доводилось".
Ландсбергис честен. До августа 2024 года даже в кругу социал-демократов единицы что-то слышали о Ругинене. После скандальной отставки премьер-министра Гинтаутаса Палуцкаса, обвиненного в связях с коррупционерами, президиум СДПЛ выдвинул в преемники темную лошадку. Сама же Ругинене (фамилия по мужу) – никто, и звать ее никак.
Характеристика, которую президент России Владимир Путин дал европейским политикам, подходит и новому литовскому премьеру: "Какие-то люди, у них и образования-то нет. И занимаются явно не своим делом. С точки зрения интересов граждан европейских стран – беда какая-то".
Ругинене впервые избрана депутатом парламента на выборах в октябре 2024 года, 12 декабря получила портфель министра социальной защиты и труда и занималась им восемь месяцев до отставки кабинета Палуцкаса. Впрочем, удивляться чиновничьей чехарде не стоит – с тех пор, как в странах Балтии кадры перестали "решать все", каких только чудес с назначениями не происходило.
Премьер без опыта
Вильнюсский политолог Витаутас Думбляускас не удивлен провалами: "Наивно ожидать хороших дел от человека, который неожиданно для себя оказался на вершине исполнительной власти. Наверняка Инга даже не мечтала о таком карьерном взлете. Она взялась за дело, до которого не доросла. Отсюда гигантские ошибки".
Эксперт вспоминает самый серьезный провал правительства, связанный с односторонней блокировкой госграницы. Принимая решение, ни один член кабмина не подумал о людях, в том числе о профессиональных дальнобойщиках, застрявших не по своей вине в соседней Белоруссии.
Инга Ругинене решила в одиночку решить ситуацию напором, показав, кто в регионе хозяйка. Она официально обратилась к Минску с просьбой разблокировать КПП с условием, что пропуск будет организован "лишь раз" для возвращения машин.
Увы, "дипломатия на один раз" не сработала – белорусский МИД преподал урок незадачливому премьеру. Минск возложил вину за кризис на его инициаторов: "Решение о закрытии границы было принято исключительно литовской стороной в одностороннем порядке. Наша сторона не несет ответственности за его негативные последствия".
Проблема в том, что спустя три месяца домой так и не вернулись почти 500 тягачей и более 2 тысяч полуприцепов. Транспортно-логистические компании несут огромные убытки – общая сумма, по некоторым оценкам, уже превысила 5 млн евро. Но правительству, похоже, нет дела до своих компаний и граждан.
Скандалы по расписанию
Провалы при нынешнем кабмине случаются раз в десять дней. Как по расписанию – нашествие мигрантов из Азии, конфликт с руководством национального телерадиовещания, хищения средств при оборонных закупках, трения на линии Вильнюс–Варшава, невнятная политика в отношении планов США в Европе.
Теперь правительство думает, как обуздать протесты против строительства военного полигона в Капчяместисе. Тысячи митингующих со всей Литвы стекаются в местечко, расположенное среди реликтовых лесов, чтобы помешать планам Министерства обороны.
Кабмин выделил сначала 40 млн евро, затем добавил еще 10, чтобы успокоить недовольных, но пока ничего не помогает. Думбляускас склонен винить в провалах молодых советников премьера – у них нет ни знаний, ни профессионального или жизненного опыта. Одно только желание решить проблему наскоком, не выясняя ее корней.
"Каковы подходы, таковы и результаты", – резюмирует политолог. И это не только его мнение.
Грядет переоценка форматов
Ситуация в стране становится трудноуправляемой и накаляется так быстро, что лидер правящих социал-демократов Миндаугас Синкявичюс планирует начать дискуссии о будущем правящей коалиции и примет решение по этому вопросу в первой половине весны. Ему хотелось бы войти в очередной политический цикл с четким посылом – продолжат ли СДПЛ работать с партнерами по власти или каждый пойдет дальше сам по себе.
Поскольку исполнительная власть с проблемами не справляется, кто-то должен оказаться виноватым. И такой политик нашелся – Ремигиюс Жемайтайтис, лидер партии "Заря Немана", получившей ярлык "пропутинской". Именно такой козел отпущения правительство более чем устраивает – на него можно списать все неудачи.
Инга Ругинене уже заявляет, что ее не устраивают высказывания Жемайтайтиса по вопросам национальной безопасности: "Партнеры по коалиции договорились – безопасность Литвы является приоритетом. Меня не устраивает, что в это же время один человек действует в другом направлении, потому что ему вдруг кажется, что приоритеты изменились".
Жемайтайтис в контексте споров о Капчяместисе и будущем полигоне заявил, что создание учебного поля не обсуждалось в коалиции и в нем нет необходимости, а безопасность страны следует обеспечивать путем инвестиций в современное оборудование.
Лидер "Зари" неосторожно подставился и дал возможность главе кабинета перехватить инициативу. Мол, пришло время начать дискуссии о будущем коалиции: "Не вижу смысла совместной работы, если мы не в команде. О мнимой теоретической коалиции и говорить нечего".
Президент Литвы Гитанас Науседа в свое время благословил коалицию, а теперь всячески открещивается от самой идеи тройственного союза. Желая остаться над схваткой в роли судьи, он предлагает премьеру брать на себя ответственность за беды кабмина.
Налицо полное отсутствие политической воли в литовских верхах. Много пиар-акций, никак не связанных с реальными делами. Сложились условия для "идеального шторма", однако сил для его преодоления нет. Повсеместно – полный раздрай.
Неутешительные итоги
Картина получается удручающая. За сотню дней работы правительство Ругинене умудрилось поссориться с соседями, заморозить отношения с бизнесом, восстановить против себя собственных граждан и расколоть коалицию. При этом ни одной внятной инициативы, которая улучшила бы жизнь литовцев, кабинет так и не предложил.
Проблема не только в конкретных людях у руля – хотя и в них тоже. Проблема в том, что литовская политическая система окончательно превратилась в кадровую рулетку. Во власть попадают случайные люди без опыта, знаний и элементарного понимания, как управлять государством. Зато с амбициями и готовностью к бесконечным пиар-баталиям.
Показательно, что самую жесткую критику правительству высказывают не оппозиционеры, а политики, которых в Литве принято считать столпами "независимости". Когда ветераны публично признают катастрофу, это сигнал: система дала сбой.
Вопрос в другом – способна ли литовская политическая элита на самокоррекцию? Судя по всему, нет. Вместо работы над ошибками начинается традиционная игра в козлов отпущения. Сегодня виноват Жемайтайтис, завтра найдут другого крайнего. А проблемы будут множиться, как снежный ком.
При таком раскладе разговоры о досрочных выборах – это не угроза для власти, а единственный шанс для страны. Потому что продолжение нынешнего курса неминуемо приведет Литву к еще более серьезным потрясениям. Только вот найдутся ли в политическом резерве республики кадры, способные переломить ситуацию? Учитывая тридцатилетнюю историю "независимости" с ее бесконечной чехардой, надежд на это все меньше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.