Евросоюз принимает закон "Об усилении оборонной промышленности Европы за счет общих закупок", собираясь выделить на общие заказы вооружений, техники и боеприпасов 500 миллионов евро. Отправив на Украину для "борьбы с российской агрессией" часть собственных запасов вооружений, страны альянса опустошили армейские склады и сейчас намерены пополнить запасы, а заодно и перевооружиться.
Названой суммы в пол миллиарда евро, выделенные на ближайшие два года, разумеется, недостаточно, чтобы "закрыть" образовавшуюся в европейских оборонных запасах брешь. Европейские столицы увеличивают военные расходы и заявляют о планах потратить десятки миллиардов на новую технику и вооружения.
Военные действия на Украине продолжаются, становясь для государств альянса своеобразной "черной дырой", в которой безвозвратно пропадает все поставляемые украинским военным средства борьбы с "российской агрессией".
Пять сотен миллионов пойдут, вероятно, лишь на организацию совместных закупок, то есть, так сказать, на административные расходы самого Брюсселя и на неназванные "самые неотложные и критические потребности в продукции оборонного назначения". Предполагается, что совместные, коллективные закупки снизят общую стоимость подрядов на поставки вооружений за счет увеличения объемов заказов.
Закон, инициированный Советом альянса, уже одобрен Европарламентом и, надо полагать, нетрадиционно быстро для Евросоюза пройдет все стадии утверждения. Брюссель торопится, стараясь не упустить инициативу, не дать европейским столицам обойтись без него.
"Тяжеловесы" вроде Германии или Франции вполне справятся с перевооружением и довооружением и без брюссельских чиновников, задействовав собственных производителей и прикупив недостающее за пределами альянса, то есть, прежде всего, в США.
А вот малые государства, включая и страны Балтии, могут остаться ни с чем, оказавшись в самом конце очереди потенциальных заказчиков, выстроившейся в офисы ведущих военно-промышленных корпораций.
На подарки из США, вроде тех переносных противотанковых комплексов с ракетами "Джавелин" (примерно по 70 тысяч евро за штуку), что в прошлом получила Эстония, никому в Евросоюзе больше рассчитывать не приходится. Все "лишнее" уже сгинуло или сгинет в ближайшее время на Украине.
Покупайте европейское, покупайте много и под нашим руководством
Производителей требуемых вооружений в Европе и США не так уж и много, производственный потенциал их ограничен, процедуры согласования заказов занимают немало времени, а клиентов у них сейчас более чем достаточно.
Так что Брюссель пытается сколотить из государств альянса группы заказчиков, обещая финансовую поддержку на том условии, что желающие прикупить оружия страны создадут нечто вроде временных консорциумов, состоящих не менее чем из трех участников, совместно (но, конечно, под общим руководством Брюсселя) имеющих дело с подрядчиками и поставщиками. Крайне желательно при этом, чтобы предпочтение отдавалось европейским производителям.
Это условие вряд ли понравится Вашингтону, но его недовольство, вероятно, окажется не очень громким с учетом обилия заказов, поступающих и американским корпорациям. Кроме того, американцы с их-то опытом и навыками оказания давления уж как-нибудь сумеют обойти брюссельских чиновников. Впереди у военно-промышленных комплексов Запада золотые годы сверхприбылей. Вот уж кто точно заинтересован в долгом, как можно более долгом и затратном военном конфликте на Украине.
Многие европейские эксперты сомневаются, что наиболее заинтересованные в новых вооружениях крупные страны альянса смогут договориться друг с другом о том, что именно и у кого покупать. Конфликты на тему "Почему вы купили у американцев (израильтян, южнокорейцев), а не у нас?" между странами альянса и прежде случались нередко, а сейчас речь идет о заказах на куда большие суммы.
Конкуренция, которой пытается избежать Брюссель, и столкновение интересов неизбежны, особенно если учесть то влияние, которое американцы имеют, например, на те же страны Балтии и на другие государства Восточной Европы.
Вероятнее всего, Брюссель напрасно взывает к европейским столицам проявить сознательность, покупать только европейское оружие и не конкурировать из-за возможности первыми договориться о подрядах.
"Государства-члены предприняли смелые шаги, передав Украине крайне необходимое оборонное оборудование. В том же духе солидарности ЕС поможет им пополнить эти запасы, стимулируя совместные закупки, что позволит европейской оборонной промышленности лучше реагировать на эти насущные потребности", – заявляет исполнительный вице-президент Еврокомиссии Маргарет Вестагер.
"Поскольку на границах Европы бушует война, мы отвечаем на призыв глав государств ЕС, представляя сегодня новый инструмент для поддержки на европейском уровне совместного приобретения оружия. Помимо помощи в пополнении части запасов после передачи оружия в Украину, мы создаем стимул через бюджет ЕС для стран-членов покупать вместе. Оборона Европы делает большие успехи", – вторит коллеге комиссар по делам внутреннего рынка альянса Тьерри Бретон.
Какие именно "успехи" он имел в виду, сказать сложно, да и восточная граница Европы пролегает по Уральским горам, как написано в школьных учебниках, а не по восточным пределам Польши.
Но несмотря на сомнительность ряда пассажей высокопоставленных брюссельских чиновников, суть их речений в целом ясна. Она сводится, прежде всего, к стремлению усилить влияние центральной власти Евросоюза за счет украинского кризиса, а также к желанию обеспечить европейских производителей вооружений максимально возможным объемом заказов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.