Территориальный раздел: почему ведутся споры вокруг Польши

© Sputnik / Андрей Иглов

Тема: Спецоперация России по защите жителей Донбасса

Насколько реалистичен сценарий раздела Польши, и почему такие разговоры активизировались во время СВО на Украине?

Глава Национального банка Польши Адам Глапиньский обвинил Германию в планах "вернуть земли", принадлежащие после Второй мировой войны польскому государству. В беседе с Baltnews профессор Дипломатической академии МИД России, доктор исторических наук Владимир Винокуров рассказал, чего этим добивается Варшава.

Территориальные споры вокруг Польши буквально на глазах превращаются в почти официальную дискуссию. Польша уже не знает, как себя позиционировать в Европе. На глазах у умирающей Германии она пользуется этим моментом, чтобы занять почетное место ФРГ в качестве лидера Евросоюза, правда, в политической области, потому что в экономической – пока рано, считает эксперт.

"О Польше в Германии давно идут эти споры. Напомню, немецкий Мемель стал литовской Клайпедой. Мы знаем, как Польша высказывалась в отношении Калининграда, хотя здесь они больше играют в пользу Германии. Одним словом, этот клубок, узел территориальных проблем в Европе нисколько не слабее конфликтов вокруг Тайваня (предмет споров между Китаем и Тайванем – прим. Baltnews), островов Сенкаку (предмет споров между Пекином и Токио – прим. Baltnews). Отчасти мы об этом говорим, но в Европе как-то более-менее с территориальными проблемами было поспокойнее", – сказал он.  

Сегодня ситуация меняется. В последние дни это стало особенно заметно на фоне внутренних противоречий, толчком которых стала российская специальная операция на Украине. Однако это никак не играет на руку Польше, поскольку здесь страна явно может проиграть. Мир, вероятно, станет свидетелем очередного раздела Польши, как это было в истории ранее, рассказал Винокуров.

"Это все и показывает суть польской политики, которую сегодня отличает стремление к гегемонии в Европе, ее попытки присвоить части Украины и подписать унию с ней – нечто вроде воссоздания Речи Посполитой. Польша – это та самая гиена или собака, как сказал [бывший премьер-министр Великобритании] Уинстон Черчилль", – подчеркнул эксперт.

Подобные агитационные материалы были после советско-польской войны 1920 года. Так и называли власти СССР Польшу в то время: тогда как раз и решался вопрос с Галичиной на Украине, продолжил профессор Дипломатической академии МИД России.

"Данные исторические сведения возвращают нас в ситуацию, которую нужно внимательно отслеживать. В этом смысле спор с Германией может очень сильно катализировать проблему. Мы будем иметь интересное противостояние. Оно уже было во многих областях между Польшей и Германией. Например, по поводу репараций [после Второй мировой войны]. Также идет спор по поводу гибели рыбы в Одере. Все это оживление может принести Европе многие проблемы, которые не обещают Польше ничего хорошего", – заключил Владимир Винокуров.